Методические рекомендации «Работа баяниста над ритмом»
Методические рекомендации «Работа баяниста над ритмом»
Methodical recommendations "The Work of a Bayanist over Rhythm"
Автор: Скирдина Елена Михайловна
МАОУ ДО «Омутинская детская школа искусств», село Омутинское, Тюменская область, Россия
skirdina.70@yandex.ru
Skirdina Elena mikhaylovna
Omutin Children's School of Art, Omutinsky village, Tyumen Oblast, Russia
skirdina.70@yandex.ru
Аннотация: Работа над ритмом - важный аспект деятельности музыканта-исполнителя на любом этапе становления его мастерства. В ряду средств музыкальной выразительности, ритм является одним из основополагающих, в силу того, что музыка - звуковой процесс, разворачивающийся во времени.
Abstract: Work on rhythm is an important aspect of the musician-performer's work at any stage of his mastery. In a number of means of musical expressiveness, rhythm is one of the fundamental, because music is a sound process unfolding in time.
Ключевые слова: баянист, работа над ритмом, темпа в музыке.
Keywords: bayanist, work on rhythm, tempo in music.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Если понимать ритм в широком смысле слова как организацию этого процесса, то нельзя ограничиться разбором лишь соотношения по длительности. Непременно возникает необходимость рассмотрения и других факторов организации этого временного процесса - метрической упорядоченности ритмических группировок, темпа произведения, а также отдельных его частей и разделов, логики темповых отклонений, вызванных определенными художественными задачами.
Ритмом называется соразмерное чередование длительностей звуков. В музыке происходит чередование длительностей звуков, вследствие которого между теми создаются различные временные соотношения.
Значение ритма в музыке огромно. Развитию чувства ритма должно уделяться особое внимание.
Ритмическое воспитание в целом охватывает чувства темпа, размера и четкого восприятия соотношения длительностей такта. В течение занятий, учащийся постепенно осваивает все новые в ритмическом отношении музыкальные материалы (например, движение чередующимися четвертными, восьмыми, половинными нотами, такты различных размеров, затакты, пунктирный ритм, синкопированный ритмический рисунок и т.п.) Тем самым расширяются понятия, связанные с ритмической структурой музыкального произведения. Этой работе должно быть отведено значительное время в учебном плане. На ритмичность исполнения следует обращать с самого начала большое внимание, не допуская в этом отношении никаких неточностей.
Метро - ритмические варианты.
Их можно применять при игре гамм правой и левой рукой, а также двумя руками вместе. Подобными ритмическими рисунками можно играть арпеджио, аккорды.
Ученик должен уметь "считать", приступая к изучению пьесы, или при работе над особо трудными в ритмическом отношении местами. Обычно отсчитывание долей такта вслух рекомендуется только на первоначальном этапе при разборе, но приучать к постоянному отсчитыванию не следует, так как это имеет отрицательные стороны.
Занимаясь развитием ритма, нужно знать причины ритмических недочетов игры ученика и принимать меры к их исправлению.
Наиболее часты следующие ритмические недочеты: не выдерживание пауз, сокращение длительностей нот, неправильное исполнение триолей, квартолей, ускорение при crescendo,замедление при diminuendo, неточности при игре синкопированного ритма, ритмические неполадки, связанные с техническими затруднениями, и ускорение в концах музыкальных фраз как результат, недопонимания цезуры между фразами и устремления вперед, к следующей музыкальной фразе.
Следует бороться с подчеркнутым отсчитыванием долей такта, сопровождаемым выстукиванием ногой, качанием головы и т.д.
Необходимо выдерживать пьесу в одном темпе, добиваться темповой и ритмической точности, как в отдельных частях произведения, так и во всей пьесе в целом.
С первого класса учитель должен обращать внимание учащегося на ритм, с самых маленьких пьес, упражнений. Учащийся должен вырабатывать как бы внутреннюю пульсацию, при этом считая вслух, либо про себя. Существует множество форм работы над ритмом, и вот одна из них:
1. Чтение нот с листа.
Очень важно в процессе чтения нот с листа воспитывать у учащегося умение четко ощущать сильную долю, метрическую пульсацию и чувствовать соотношение различных длительностей.
Вначале нужно использовать мелодии, имеющие 2-х дольный и четырехдольный размеры: и в том, и в другом случае одной сильной доле такта соответствует одна слабая, после этого можно вводить 3-х дольный размер, где к сильной доле такта относится две слабые.
2. Ритмические упражнения.
Ученик слушает музыку, исполняемую педагогом: Например, Андрей - воробей.
Задание №1
Определить, упражнение - песня, танец или марш. Затем ученик шагает под марш, отмечает каждый шаг хлопком в ладоши.
Задание №2
Прохлопать каждый звук песни и спеть со словами вместе с педагогом.
Задание №3
Шагать с пением, отмерять шагами долгие звуки и пробегая, короткие.
Задание №4
Слушать марш и записать мелом на доске каждый шаг, обозначая его палочкой.
Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию. Но поскольку все музыкально - выразительные средства взаимосвязаны и в комплексе решают какую - то определенную музыкальную задачу, то и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани.