Риск профессионального «выгорания» педагога
Риск профессионального «выгорания» педагога
The risk of professional" burnout " of the teacher
Авторы:
Остролуцкая Наталья Петровна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 46», г. Воронеж, Россия
e-mail: nat.ost-b@mail.ru
Ostrolutskaya Nataly Petrovna
Kindergarten № 46, Voronezh, Russia
e-mail: nat.ost-b@mail.ru
Крынина Елена Сергеевна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 46», г. Воронеж, Россия
e-mail: det.s.46@yandex.ru
Krynina Elena Sergeevna
Kindergarten № 46, Voronezh, Russia
e-mail: det.s.46@yandex.ru
Аннотация: В статье поднята проблема профессионального выгорания педагогов, а так же раскрывается роль администрации учреждения дошкольного образования по профилактике этого синдрома.
Abstract: The article raises the problem of professional burnout of teachers, as well as reveals the role of the administration of the institution of preschool education in the prevention of this syndrome.
Ключевые слова: педагог, профессиональное выгорание, профессиональный рост.
Keywords: teacher, professional burnout, professional growth.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности педагога. «Как бы ни казались обширны требования, которые мы делаем воспитателю, но эти требования вполне соответствуют обширности и важности самого дела» - говорил К.Д. Ушинский.
Способность к сопереживанию (эмпатия) является одним из самых важных качеств педагога. Но педагога не готовят целенаправленно к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В связи с этим многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Чтобы помочь педагогам в преодолении этого явления, попробуем разобраться, что же такое «выгорание педагога».
Исследования по этой проблеме начались ещё в 70-х годах XX века. Это было связано с тем, что к руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их вспыльчивость и раздражительность. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»).
Любая профессия, связанная с человеческим общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку педагог в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Специалист испытывает на себе сильное воздействие со стороны. «Копилка» эмоций педагога переполняется, и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Если в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникают тошнота и головная боль, а люди, даже самые близкие, вызывают раздражение, можно говорить о профессиональном выгорании. Ведь именно так проявляются его первые симптомы.
Синдром профессионального выгорания формируется на основе личностных особенностях педагога, а также его профессиональной подготовленности. Педагоги стремятся соответствовать требованиям современного общества, а для этого требуется постоянное повышение профессионального уровня. Такой «марафон» ведет к интеллектуальным и физическим перегрузкам. Напряженные ситуации на работе приводят к эмоциональному истощению педагога.
Профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которые чрезмерно стремятся быть замеченными или наоборот незаметными, желающие делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Профессиональное выгорание не обходит стороной и тех, кто считает, что к ним несправедливы окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Плохая организация труда и отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку в трудной ситуации, приводят к апатии и неудовлетворению своим положением. Постоянное чувство усталости, подавленности, незащищенности, отсутствие желаний, боязнь ошибок, неуверенность в собственных силах - все эти факторы могут способствовать развитию эмоционального выгорания педагогов.
Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться и на его деятельности в детском саду в целом, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.
Администрация ДОУ может смягчить развитие «выгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация ДОУ также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников, создать психологический комфорт в профессиональной группе, создать коллектив, существующий как единое целое, как группа людей, поддерживающих друг друга. После установлении в коллективе атмосферы безопасности можно переходить к проведению тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости. В данной работе можно использовать различные приёмы и упражнения на сплочение коллектива, формирование доверия, обратную связь, осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий, на осознание и принятие своих чувств, на концентрацию внимания, на визуализацию, на осознание своих личностных ресурсов.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека изданий периодической печати, техническая оснащенность.
Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.
Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют естественные приемы регуляции организма, которые можно использовать во время работы. Следует выделить некоторые из них: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Развитие креативности у педагогов является сдерживающим фактором профессионального «выгорания». Креативность – это быстрота, гибкость, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
Совершенствование у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию служит профилактикой «выгорания» педагога. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.
Профессиональное «выгорание» не является чем-то неизбежным. Администрации ДОУ необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Необходимо приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы.
Список литературы:
1. Формалюк Т.В. «Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, №6, с.57-64.
2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
3. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме» // Журнал практического психолога, 1998, № 8, с. 84-89.
4. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя //Прикладная психология, 2001, №6, с. 55-65.
5. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.
6. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.