Метод «Стандартизованного пациента» в формировании клинического мышления студентов
Метод «Стандартизованного пациента» в формировании клинического мышления студентов
The "Standardized Patient" method in shaping students' clinical thinking
Автор: Наумова Марианна Владимировна
КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж», г. Владивосток, Россия.
E-mail: vbmk_do@mail.ru
Naumova Marianna
Vladivostok Basic Medical College, Vladivostok, Russia.
E-mail: vbmk_do@mail.ru
Аннотация: В статье представлен методический материал, обосновывающий эффективность применения метода «Стандартизованный пациент» в формировании коммуникативных и профессиональных навыков обучающихся, позволяющий получить им первый опыт клинической работы.
Abstract: The article presents a methodical material justifying the effectiveness of the standardized patient method in the formation of communication and professional skills of students, allowing them to get their first experience of clinical work.
Ключевые слова: метод «Стандартизованный пациент», клинический сценарий, контрольно-оценочные листы.
Keywords: Standardized Patient Method, Clinical Scenario, Scorecards.
Тематическая рубрика: СПО.
Для подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения немаловажную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения.
В краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Владивостокский базовый медицинский колледж» (далее - КГБПОУ «ВБМК») активно используется метод обучения «Стандартизированный пациент» (далее - СП) на примере разыгрываемых клинических сценариев с привлечением пациентов - студентов старшего курса или обучающихся группы.
Данный метод внедрен на практических занятиях в симуляционном отделении колледжа. Материально-техническое обеспечение отделения предусматривает наличие учебных кабинетов, максимально приближенных к реальным клиническим условиям с необходимым медицинским оборудованием.
Сущность метода СП заключается в организации обучающего игрового процесса, в котором изображается конкретная клиническая ситуация и каждый из участников выполняет собственную роль.
Стандартизированный пациент – это специально подготовленный студент, который принимает участие в формировании и оценке компетенций обучающегося. Он инсценирует (симулирует) клинический случай согласно заданному клиническому сценарию и конкретным установкам от преподавателя.
Клинический сценарий – это сценарий, связанный с конкретным заболеванием пациента, демонстрируемый в искусственной среде [2].
Контрольно-оценочные листы, используемые в методике «Стандартизированный пациент», позволяют оценить различные навыки обучающегося и дать максимально объективную оценку действиям участников клинической ситуации. Целесообразно разрабатывать контрольные листы для оценки деонтологических навыков работы с пациентом, профессиональных навыков, самостоятельной работы с пациентом и другие, в зависимости от условий клинического сценария. Выполнение задания разбивается на отдельные этапы или действия. Чтобы получить представление об уровне компетентности претендента по данному навыку, оценивается каждый этап навыка.
Таким образом, оставаясь «один на один» с пациентом, обучающийся находится под перекрестным контролем: с одной стороны, за его действиями наблюдает студент-эксперт, с другой стороны – преподаватель. Деятельность СП регламентирована в отношении контроля обучающегося, исполняющего роль медицинского работника. В своей оценке он исходит из четкой фиксации пунктов, заблаговременно представленных в листе контроля. Таким образом, первая часть работы стандартизированного пациента строится на его презентации конкретной болезни, а вторая – на постоянном наблюдении за работой обучающегося с последующей его оценкой.
После завершения «игрового» этапа, включающего сбор анамнеза и объективное обследование пациента, «Стандартизированный пациент» заполняет лист «контроля для стандартизированного пациента» на обучающегося, исполнившего роль медицинского работника. В них оцениваются его конкретные общие и профессиональные компетенции относительно клинического сценария.
Деятельность обучающегося-эксперта также строго регламентирована в отношении контроля «медицинского работника». В своей оценке он исходит из четкой фиксации пунктов сбора анамнеза и физикального обследования, заблаговременно представленных в листе контроля. Для этого обучающегося-эксперта необходимо обучить правильно регистрировать беседу в оценочном листе, отмечая, что «медицинский работник» должен был сделать и что фактически выполнил.
Обучающийся-эксперт ориентирован преимущественно на техническую сторону реализации клинического сценария (спросил – не спросил, сделал – не сделал, как провел тот или иной прием, был ли последовательным), то преподаватель дополняет свой контроль проверкой клинического мышления обучающегося, исполняющего роль медицинского работника. Тщательный разбор всех основных пунктов истории болезни, допущенных ошибок позволяют обучающемуся создать целостный образ конкретного пациента, с которым ему пришлось только что пообщаться.
Заключительным этапом реализации методики «Стандартизированный пациент» является защита выводов, сделанных в ходе клинического сценария. После проведения симуляции рекомендуется выполнить дебрифинг участников, суть которого заключается в общении с преподавателем, во время которого оценивается качество работы обучающихся на всех этапах.
Преподаватель руководит обсуждением, задает вопросы, давая оценки или разъясняя информацию. По результатам собеседования выставляется итоговая отметка, отражающая знания и умения обучающихся.
Включение методики «Стандартизированный пациент» в образовательную программу является эффективным методом обучения: развивает коммуникативные и профессиональные навыки обучающихся, позволяет им получить первый опыт клинической работы. Методика «Стандартизированный пациент» помогает обучиться межпрофессиональному взаимодействию и сотрудничеству, готовит обучающихся к работе в реальных условиях. Включение этой методики в процесс обучения после прохождения теоретической части позволяет обучающимся понять, для чего нужны полученные знания.
Ценность методики «Стандартизированный пациент» состоит в том, что обучающийся имеет возможность отработать практические навыки на «реальном» пациенте, а в случае ошибок исправить имеющиеся недостатки. Симуляция стандартизированным пациентом не только определенного симптомокомплекса заболевания, но и демонстрация различных черт характера больного человека учат студента элементам психологии общения.
Приведу пример клинического сценария по теме: «Гемолитическая болезнь новорожденного»: Вы акушерка родильного зала родильного отделения ЦРБ. К вам на роды поступила роженица.
Задание:
1. Соберите анамнез в соответствии с данной ситуацией.
2. Сформулируйте диагноз, указав клиническую форму заболевания, обоснуйте его.
3. Перечислите последовательность действий по оказанию помощи новорожденному.
4. Проведите интерпретацию данных лабораторных методов обследования
5. Какие осложнения угрожают ребенку?
6. Какие мероприятия по пренатальной диагностике должны были быть проведены в данном случае?
7. В какой диспансерной группе необходимо наблюдать новорожденного после выписки?
8. Составьте план наблюдения за новорожденным после выписки.
9. Как проводится специфическая профилактика ГБН?
Сценарий для «Стандартизированного пациента» и описание его роли:
Суть вопроса |
Формулировка вопроса |
Ответ |
Время с начала заболевания |
Когда началось Ваше заболевание, с чем связываете? |
|
Акушерский анамнез |
Какая беременность, как протекала? |
Беременность I I, в 40 недель. Преэклампсия на фоне хронического пиелонефрита. Многоводие. Хроническая внутриутробная гипоксия плода. Эпизиотомия. Во время беременности перенесла ОРВИ в 20 недель. |
Какие факторы риска можно выделить в течение беременности |
Опишите факторы риска у матери во время беременности? |
I беременность закончилась медицинским абортом в 17 недель. У матери 0(I) резус-отрицательная кровь. |
Ранний неонатальный период |
Опишите состояние ребенка после рождения |
Новорожденный ребенок с массой тела 3000 г, ростом 52 см родился от II беременности, I срочных родов в переднем виде затылочного предлежания. Оценка по шкале Апгар на 1-ой минуте 6 баллов, на 5-ой - 7 баллов. |
Анамнез заболевания |
Лабораторные данные в первые сутки |
В крови из пуповины билирубин - 50 мкмоль/л. В первые часы жизни появилась желтушность кожных покровов, почасовой прирост билирубина крови - 9,7 мкмоль/л, реакция непрямая. |
Лечение. Алгоритм оказание помощи новорожденному |
Хирургический метод лечения Терапевтический метод лечения |
Операция заменного переливания крови. Введение иммуноглобулинов |
Профилактика ГБН |
Антенатальная профилактика Постнатальная профилактика |
Гормональная терапия в декретированные сроки 2х кратно Фототерапия |
В общем анализе крови гемоглобин 140 г/л, эритроциты 4,0х1012/л, лейкоциты 18х109/л.
Оценочный лист по клиническому сценарию «Гемолитическая болезнь новорожденного»
№ п/п |
Критерии оценки шагов |
Оценка в баллах |
||
Владеет в полном объеме |
Владеет не в полном объеме |
Не владеет |
||
1. |
Сбор анамнеза Подойти к роженице, поздороваться, установить контакт |
2 |
1 |
0 |
2. |
Оцените факторы риска для развития ГБН у плода. |
2 |
1 |
0 |
3. |
Постановка предварительного диагноза, его обоснование |
2 |
1 |
0 |
4. |
Оцените состояние новорожденного |
2 |
1 |
0 |
5. |
Интерпретация данных лабораторных методов обследования |
3 |
1 |
0 |
6. |
Методы лечения |
3 |
1 |
0 |
7. |
Алгоритм неотложных действий для предупреждения осложнений |
3 |
1 |
0 |
8. |
Виды профилактики |
3 |
1 |
0 |
|
Всего баллов |
20 |
8 |
0 |
Сдал успешно: от 20 до 8 баллов.
Таким образом, включение СП в процесс обучения дает следующие преимущества:
· возможность планировать конкретные результаты обучения, в отличие от незапланированных консультаций в реальных клинических условиях, которые зависят от приходящих на прием пациентов;
· возможность остановить определенный этап обучения для повторной отработки определенного алгоритма действия;
· обучающиеся получают обратную связь от СП, обучающегося-эксперта, обучающегося – медицинского работника и преподавателя;
· обучающиеся имеют возможность отрабатывать сложные манипуляции без риска причинения вреда реальным пациентам;
· сценарии можно адаптировать к потребностям обучающегося и его способностям;
· обстановка симуляционного кабинета приближена к реальным условиям с необходмым набором медицинского оборудования и инструментов.
Полученный педагогический опыт позволяет сделать вывод: метод СП позволяет контролировать формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста, логично встраивается в структуру и содержание учебных программ и в проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Литература:
1. Булатов С.А. Практические умения и навыки [Текст]: программа освоения практических умений по методике «стандартизированный пациент»: учеб.-метод. пособие / С.А. Булатов, Р.Ф. Хамитов. – Казань, 2006. – 44 с.
2. Горшков, М.Д. Симуляционный тренинг базовых медицинских и хирургических навыков [Текст]:. – Ж.Виртуальные технологии в медицине. №1(11) 2014. – стр.34-39. Федоров А.В
3. Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. – Москва.: Издательство Первого МГМУ им.И.М.Сеченова, 2013. – 288 с.ил.
4. Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Борисенко Е.В., Леонтьев А.В. Тьютеры – вариант решения кадровых проблем симуляционных центров. – Ж.Виртуальные технологии в медицине. №1(11) 2014. – стр.14-22.