Курс «Основы религиозных культур и светской этики» для духовно-нравственного воспитания детей
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» для духовно-нравственного воспитания детей
Basics of Religious Cultures and Secular Ethics for Spiritual and Moral Education of Children
Автор: Притчина Татьяна Владимировна
МБОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова», г. Новосибирск, Россия.
E-mail: peryshkina@mail.ru
Pritchina Tatiana
E.A. Bykov Gymnasium No. 13, Novosibirsk, Russia.
E-mail: peryshkina@mail.ru
Аннотация: Введение в образовательный процесс нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» дело очень важное и нужное. Преподавание курса имеет светский характер. Этот курс имеет не только образовательную специфику, но и такой важнейший компонент как – духовно-нравственное воспитание. Главная характеристика курса состоит в том, что он является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Abstract: Introducing a new course in the educational process "Basics of Religious Cultures and Secular Ethics" is very important and necessary. Teaching the course is secular. This course has not only educational specificity, but also such an important component as - spiritual and moral education. The main characteristic of the course is that it is cultural and aims to develop in the 4th grade students ideas about moral ideals and values that form the basis of religious and secular traditions of multi-ethnic culture of Russia.
Ключевые слова: основы религиозных культур, светская этика, духовно-нравственное воспитание.
Keywords: basics of religious cultures, secular ethics, spiritual and moral education.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
В середине учебного года администрация нашей гимназии проводит общешкольное родительское собрание, на котором родителям (законным представителям) предлагается выбрать один из модулей данного курса для изучениям в следующем учебном году. Большинство родителей нашего образовательного учреждения выбирают модуль «Основы мировых религиозных культур».
Деятельность гимназии в целом направлена на создание условий для разностороннего развития обучающихся, на включение их в разнообразную творческую и познавательную деятельность, на и их социализацию и адаптацию в современных условиях, на саморазвитие каждого ребенка. Данный курс позволяет реализовать данные условия и пересекается со многими направлениями работы нашей гимназии, такими как толерантное воспитание, патриотическое воспитание через организацию краеведческой работы.
На уроках дети путешествуют во времени по разным странам, по храмам, городам. С удовольствием составляют и разгадывают кроссворды, викторины, отвечают на вопросы тестов, читают стихи, рисуют. Особый интерес у ребят вызывают презентации творческих работ, проектов.
Без знания истоков и традиций православной, иудейской, исламской, буддийской культуры учащиеся не смогут верно, понять произведения литературы, содержание которых часто связано с библейскими сюжетами и героями. Нужно сказать, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» совершенно необходим. Уровень нашей безграмотности в области религии, очень низкий.
Первые впечатления о новом предмете учеников 4 Б класса:
Екатерина: «Этот предмет нам очень нужен, потому, что он знакомит нас с культурой разных стран, учит понимать, что такое добро или что такое зло. Благодаря этому уроку мы станем добрее и терпеливее. «Основы мировых религиозных культур» занимательный и интересный предмет».
Александр: «Мне сразу на первом уроке стало интересно. Изучая этот предмет, я узнал кое-что новое о культуре разных стран. Я хочу в 5 классе изучать этот предмет».
Даниил: «Предмет «Основы мировых религиозных культур» помогает узнать религии разных народов. Я теперь знаю, кто является основателем православия, ислама, буддизма. Этот предмет любопытный. С его помощью я еще многое узнаю»
Софья: «Предмет «Основы мировых религиозных культур» очень интересный и познавательный. Мне кажется, что этот курс поможет развить у нас уважение к культуре других народов, а также осознать свой жизненный путь и стать более развитым в духовном смысле. Мне нравится этот предмет!»
Первый урок-праздник, разработкой которого занимались Афонасова О.В., Притчина Т.В., был удачно проведен, и авторы отправили материалы урока на Всероссийский конкурс педагогов начальных классов «Мой урок в рамках ФГОС».
За данный период на базе гимназии № 13 с успехом прошли совместно с НИПКиПРО прошло несколько научно-практических конференций и семинаров. На методическом объединении учителей начальных классов было принято решение проводить пропедевтические мероприятия во 2-3 классах, с целью заинтересовать детей новым школьным предметом и помочь в дальнейшем определится с выбором модуля. В гимназии прошли внеклассные мероприятия «Путешествия по странам», «Традиции России» «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», подготовлены выставки рисунков, фотографий, ученики 3-х классов съездили на познавательные экскурсии по храмам Новосибирска.
Интерактивные технологии, проектно-исследовательское и проблемное обучение, способы взаимодействия с родителями,– эти вопросы не оставили нас равнодушными. Большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в нашей гимназии, не предусмотрены. Нам, педагогам гимназии, важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и их родителями жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. Нашими педагогами были разработаны различные виды домашних заданий к каждому уроку (эссе; иллюстрации; задания для фотографов; составление кроссвордов, викторин, тестовых заданий; проведение интервью; подбор информации и многое другое). Задания предлагались на выбор, ребенок сам решал, что он выполнит.
Данный школьный предмет позволил разнообразить школьные экскурсии. Ученики 4-х классов с классными руководителями посетили монастырь в городе Колывань; группа детей съездила по Золотому кольцу, где познакомилась не только с древними городами России, но и великолепными храмами; ученики 4-5-х классов посетили город Кунгур и мужской монастырь в Белогорье.
В гимназии № 13 задачи данного курса решаются последовательно. Интерактивные технологии, проектно-исследовательское и проблемное обучение, способы взаимодействия с родителями,– эти вопросы не оставили нас равнодушными. Большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в нашей гимназии, не предусмотрены. Но нам важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и их родителями жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. Нашими педагогами были разработаны различные виды домашних заданий к каждому уроку (эссе; иллюстраций; задания для фотографов; составление кроссвордов, викторин, тестовых заданий; проведение интервью; подбор информации и многое другое). Задания предлагались на выбор, ребенок сам решал, что он выполнит.
После первых уроков появилась необходимость опубликовать самые интересные творческие работы, так на свет «родился» журнал начальной школы гимназии №13 «Я живу в России». Журнал освещает события, связанные с изучением нового курса. Ребята хотят видеть свои творческие работы на страницах этого журнала. Детям интересно этим заниматься. А самое главное интересно читать и рассматривать работы своих одноклассников. В 5 классе мы продолжили выпуски журналов.
В конце курса каждый ребенок готовил проект, который был представлен на последнем заключительном празднике. Лучший проект был представлен на одном из региональных семинарах в нашем учебном заведении и на семинаре-практикуме «Методическое обеспечение и организация работы приходских священников с родителями и органами управления образования в рамках апробации курса «ОРКиСЭ» в Новосибирской области».
Творческие работы обучающихся:
Тема: Культура и религия
Интервью с мамой "Зачем быть культурным человеком?". (Творогова Елена Викторовна и Гассиева Валерия, 4 Б класс)
Нам учительница задала интересное задание, надо было взять интервью у мамы. Первым делом я составила вопросы и решила с мамой поговорить.
Г.В.: Мама, какого человека называют культурным?
Е.В.: Я думаю, того кто хорошо воспитан, соблюдает все правила приличия.
Г.В.: А зачем быть культурным?
Е.В.: Чтобы делать мир добрее.
Г.В.: А друзей много у культурного человека?
Е.В.: Друзей у такого человека очень много и они разные.
Г.В.: Как стать культурным?
Е.В.: Читать больше книг, слушать взрослых и учится. Культурный человек духовно богат, с ним интересно общаться
Тема: Моя Родина
Для меня малая Родина – это место, где я родилась, где мой дом, мои родственники, мои друзья.
Для меня Родина – это не географический объект, а «состояние души». Все те места, с которыми связаны самые лучшие воспоминания моей жизни.
Большая Родина – это Россия, с ее красивыми достопримечательностями, огромными территориями, с разными народами.
Родину, как и родителей не выбирают, а любят такую, какая есть!
Заковряжина Диана, 4 В класс
Моя большая родина – Россия, а малая – город Новосибирск!
Моя большая родина – Россия – прекрасна! В нашей стране много мест, где пейзажи восхищают! Для меня это Алтай: быстрые реки и высокие горы, которые расположены там; а ещё Камчатка, где есть завораживающий океан, гейзеры и грозные вулканы. Россия или Российская Федерация – государство очень красивое, самобытное и разнообразное. Президент Российской Федерации – Дмитрий Анатольевич Медведев. Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СТРАНУ!
Новосибирск – это город, в котором я живу. Он огромный и интересный. В этом городе много достопримечательностей, театров и просто необычных зданий. Например, цирк, театр «Глобус», театр «Красный Факел», краеведческий музей и памятник В. И. Ленину. Ещё в Новосибирске есть парки и рощи, в которых можно ощущать себя как за городом. Например, Берёзовая роща и Заельцовский парк. Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОРОД!
Мой дом расположен в городе Новосибирске. В моём доме много этажей. Я живу в четырёхкомнатной квартире, там у меня своя просторная комната с лоджией, множеством шкафов, большим мягким диваном и письменным уголком, в ней мне очень нравится жить. Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ДОМ!
Моя гимназия находится на Достоевского,77. В этой гимназии у меня замечательные учителя и добрый директор. С тех пор, как я учусь, я столько нового и полезного узнала. В гимназии у меня много друзей. Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ГИМНАЗИЮ!
Белова Софья, 4 А класс
Викторина "Священные сооружения"
1. Для чего строили священные сооружения?
2. Есть ли иконы в католическом храме?
3. Самое священное место в христианском храме?
4. Священный храм мусульман.
5. Священное здание для иудеев.
6. Священная книга мусульман.
7. Куда ученики Будды поместили его прах?
Непомнящая Александра, 4 А класс
Сочинение "Чудотворная икона"
Я бы хотел рассказать о иконе Казанской Божией матери, которая есть у нас дома. В Интернете я нашел сведения, что более 1000 православных икон отмечены как чудотворные.
Я решил найти описание Казанской богородицы. В энциклопедии для детей я нашел интересный рассказ: «…В 1579 году девятилетняя девочка Матрона, дом родителей которой сгорел во время пожара, увидела во сне образ Богоматери и услышала голос, повелевавший взять икону из сгоревшего дома». И как говорится дальше в сказании в доме действительно, нашли икону под печью, совершенно не тронутую огнем. С этой иконы была сделана копия и послана царю Ивану Грозному.
Я пришел к выводу, что мы мало знаем о окружающих нас предметах. Я смотрел на святой лик много раз и не знал о легенде, об этой иконе.
Поляков Иван, 4 Б класс.
Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников
Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян), молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать, это открыто на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов.
Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. Песах, так же как Суккот и Шавуот, — это праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время.
В гимназии № 13 работа в данном направлении продолжается, но уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что он является одним из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей.