О педагогическом проекте «Литературная гостиная»
О педагогическом проекте «Литературная гостиная»
About the pedagogical project "Literary living room"
Автор: Коровина Алевтина Александровна
ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: alevslav@mail.ru
Korovina Alevtina Alexandrovna
School No. 465, St. Petersburg, Russia.
e-mail: alevslav@mail.ru
Аннотация: Литературная гостиная существует как форма творческого общения. Такая форма работы создает условия для развития осознанной потребности учащихся в творчестве. При работе опираемся на следующие принципы: личностно-деятельный, диалогический, историко-культурологический, эстетико-литературоведческий.
Abstract: Literary living room exists as a form of creative communication. This form of work creates conditions for the development of students ' conscious need for creativity. In our work we rely on the following principles: personal and active, dialogical, historical and cultural, aesthetic and literary.
Ключевые слова: литературная гостиная, этапы работы над проектом, восхищение словом.
Keywords: literary living room, stages of work on the project, admiration for the word.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Литературная гостиная существует как форма творческого общения. Такая форма работы создает условия для развития осознанной потребности учащихся в творчестве. При работе опираемся на следующие принципы: личностно-деятельный, диалогический, историко-культурологический, эстетико-литературоведческий. Поставленные цели достигаются через участие каждого в зависимости от творческих способностей, откровенный разговор на духовно-нравственные темы на принципах доверия. Данная работа приводит к повышению интереса к литературным произведениям, позволяет ближе познакомиться друг с другом, расширяет кругозор учащихся, учит учиться друг с другом и друг у друга.
Наша литературная гостиная начала свое существование в этом учебном году, приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и с произведениями поэтов и писателей и в форме “живого диалога”, где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и ученик. В гостиной мы попытались создать условия для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Учащиеся становились соучастниками творческого действия, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.
Основополагающий вопрос: Как увлечь учащихся литературой?
Творческое название проекта: Давайте восхищаться словом!
Проблема: Недостаточный интерес обучающихся к произведениям художественной литературы.
Дидактическая цель: Обучение детей выразительному чтению стихов, выражать мысль четко и конкретно.
Методические задачи:
1. Развивать художественное творчество учащихся.
2. Повышать уровень знаний по литературы.
3. Воспитывать любовь к творчеству писателей и поэтов
4. Выявлять и поддерживать одаренных учащихся.
5. Учить правильно формулировать свою мысль,слушать выступления своих товарищей
Методы исследования:
1. Исследовательский.
2. Практический.
3. Теоретический.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Определение темы. Встречи в литературной гостиной проходили 1 раз в месяц. На совместном совещании библиотекаря и воспитателя ГПД в сентябре прошлого года обсуждались примерные темы, чаще всего подсказанные самими учащимися.
2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов. Но никогда не репетировали весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности.
3 этап. Книжные выставки. Красочные объявления.
4 этап. Создание соответствующего интерьера ( свечи, самовар,портреты писателей и поэтов репродукции с произведений писателей,цветы)
5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов, привлечение к участию (педагогов,музыкального работника школы)
6 этап. Момент творчества. Чтение детьми стихов, отрывки из произведений писателей по тематике гостиной,: разыгрывали театрализованные представления по произведениям писателей и поэтов, даже сочиняли свои стихи на тему войны . пытались выразить свои чувства с помощью поэтической миниатюры, музыкальным исполнением песен, участие в спектаклях и сценках.
7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, обобщение, итоги услышанного, чаепитие за круглым столом, и учащиеся делятся своими впечатлениями.
Срок реализации проекта – учебный год.
Темы проведенных литературных гостиных :
1. Произведения В. Бианки («Лесная газета»).
2. В жизни всегда есть место подвигу (к Дню защитника Отечества)
3. Наш дедушка Чуковский.
4. Поклонимся великим тем годам.
В рамках проекта предполагается проведение таких мероприятий:
– Клубные часы
– Конкурсы рисунков
– Уроки доброты
– Игровые ситуации
– Работа с художественной литературой
Итоги работы над проектом:
Ребята читали стихи, анализировали, спорили, работали ради самовыражения, самоутверждения, ради одобрения учителей и одноклассников. Беседа о «силе слов», о назначении поэта и поэзии проводилась ненавязчиво. Литературная гостиная как форма работы очень понравилась ребятам, и теперь она прочно вошла в нашу совместную деятельность. Такая форма работы дает возможность работать с детьми разного возраста, раскрывать творческие способности детей в музыке, пении, артистическом искусстве.
Сегодня литературную гостиную ждут, к ней готовятся, она пользуется популярностью.