Функциональная грамотность – современный вызов для системы образования
Функциональная грамотность – современный вызов для системы образования
Functional literacy is a modern challenge for the education system
Автор: Радченко Ирина Васильевна
МОУ «Илек-Пеньковская СОШ», Краснояружский район, Белгородская область, Россия
E-mail: ira_radchienko@mail.ru
Radchenko Irina Vasilevna
Ilek-Penkovskaya Secondary School, Krasnoyaruzhsky District, Belgorod Oblast, Russia
E-mail: ira_radchienko@mail.ru
Аннотация: В данной статье проводится описание функциональной грамотности и ресурсов по формированию и оценке функциональной грамотности у учащихся основной и средней школы.
Abstract: This article describes functional literacy and resources for the formation and assessment of functional literacy in primary and secondary school students.
Ключевые слова: функциональная грамотность, современное образование.
Keywords: functional literacy, modern education.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В современных условиях к образовательному процессу предъявляются особые требования, так как дети, которых мы обучаем сейчас, должны показать результаты в будущем, в быстро меняющемся мире.
И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!». Константин Дмитриевич Ушинский - русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.
Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни на мировом и российском уровне (инновационность, социальная мобильность, глобализация, изменения потребностей экономики, запросы личности), оказывают серьезное влияние на всю систему образования. Пытаясь идти в ногу со временем, школа стремительно меняется. Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально.
Раньше: «образование на всю жизнь!». Теперь: «образование на протяжении всей жизни!».
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы? Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать эти результаты отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников. Исследования направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Что же такое функциональная грамотность? Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
В современных условиях к образовательному процессу предъявляются особые требования, так как дети, которых мы обучаем сейчас, должны показать результаты в будущем, в быстро меняющемся мире. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Основные направления функциональной грамотности.
1. Математическая грамотность.
2. Читательская грамотность.
3. Естественнонаучная грамотность.
4. Финансовая грамотность.
5. Глобальные компетенции.
6. Креативное мышление.
В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования. Место в рейтинге стран выявляется на основании многих показателей, одним из них является результат участия страны в международных сопоставительных исследованиях. Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA в которых принимают участие школьники.
Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В этих исследованиях сегодня происходит переориентация: от предметной оценки к оценке функциональной грамотности. Международные исследования проводятся систематически.
Исследования PIRLS, TIMSS, PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой). Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности - наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания. С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность. С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции. С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.
Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для определения образовательной политики страны.
7 мая 2018 года Путиным В.В., Президентом Российской Федерации подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президент Российской Федерации поставил перед системой образования России очень серьезную задачу. Он считает, что система образования России вполне может войти к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. И, конечно, мы с вами, педагоги, руководители образовательных организаций не можем оставаться в стороне от этого процесса. Мы со своей стороны должны сделать всё для того, чтобы наша страна вошла в ведущую десятку стран мира.
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Таким образом, Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи:
1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;
2) воспитание гармонично развитой социально ответственной личности.
Эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени.
Для реализации этих задач Министерством просвещения Российской Федерации, в том числе запущен проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» (далее Проект), задачей которого является анализ способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач.
В рамках Проекта разработаны измерительные материалы для обучающихся по шести направлениям функциональной грамотности (математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению).
Основные подходы к оценке каждого из шести направлениям функциональной грамотности обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристике заданий и система их оценивания размещены на сайте (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение) ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Федерации» образования». В банке заданий размещены задания для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы с 5 по 9 класса включительно.
Сборник открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач. В сборнике задания, оценивающие некоторые аспекты функциональной грамотности: финансовую грамотность, глобальные компетенции, критическое мышление. Все задания, размещенные в сборнике, приводятся с критериями оценивания, разработанными экспертами PISA, что дает учителям возможность объективно оценить ответ ученика. Использование представленных в сборнике заданий в урочной или внеклассной деятельности позволит учащимся применить полученные знания, а учителям — оценить уровень сформированных компетенций учеников по основным умениям и навыкам.
ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Все задания приводятся с критериями оценивания, что дает учителям возможность объективно оценить ответ ученика.
Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (Иоганн Генрих Песталоцци - швейцарский педагог, развивающее обучение).