Возможности предмета "информатика" в реализации метапредметного подхода
Возможности предмета "информатика" в реализации метапредметного подхода
Possibilities of the subject "informatics" in the implementation of the meta-subject approach
Авторы:
Климова Галина Анатольевна
ГБПОУ РХ "ЧГСТ", г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия
e-mail: lekene2003@mail.ru
Klimova Galina Anatolyevna
Mining and Construction College, Chernogorsk, Republic of Khakassia, Russia
e-mail: lekene2003@mail.ru
Титанакова Елена Валерьевна
ГБПОУ РХ "ЧГСТ", г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия
e-mail: pmalaxova10@mail.ru
Titanakova Elena Valeryevna
Mining and Construction College, Chernogorsk, Republic of Khakassia, Russia
e-mail: pmalaxova10@mail.ru
Аннотация: В статье авторы рассматривают метапредметные компетенции, формируемые на уроках информатики, подготовку обучающихся к различным видам исследовательской деятельности с помощью возможностей ИКТ.
Abstract: In the article, the authors consider meta-subject competencies formed in computer science lessons, the preparation of students for various types of research activities with the help of ICT capabilities.
Ключевые слова: компетентность, метапредметные результаты, использование возможностей предмета информатики.
Keywords: competence, meta-subject results, the use of the possibilities of the subject of computer science.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Метапредметные уроки – особые уроки, которые предполагают активное взаимодействие учителей разных предметов и особый взгляд на предмет.
Педагогу мало быть заключенным только в рамки одной предметной области быть «погруженным в «свой» предмет», необходимо, зная все особенности своего предмета, учитывать основные направления развития и возможности проникновения его в другие предметные области.
Любой учитель-предметник должен сочетать в себе полипредметные или метапредметные знания (компетенции). Но на учителя информатики ложиться основная ответственность. Согласно новому содержанию образования ФГОС ООО разработан метапредметный тип интеграции, который должен отражать предметные результаты изучения:
1.В области «Общественно-научные предметы»: овладение основными навыками нахождения, использования, структурирование и презентации информации.
2. В области «Математика и информатика»:
- Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
- Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
3. В области «Технология»: развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.
Задача учителя - помочь новой личности адаптироваться в столь объемном потоке информации, овладеть основными инструментами, позволяющими ей реализовать себя в различных предметных областях. Поставленная задача открывает широкие возможности в реализации и развитии метапредметного подхода в изучении информатики.
Роль учителя заключается в том, чтобы обучить подрастающее поколение возможностям метапредметности информатики, показать всю широту и глубину проникновения в другие предметные области.
Применение интегрированного подхода в обучении информатики наиболее широко дает возможность реализации принципа метапедметности в информатике и добиться от учеников не только глубоко понимания предмета, но и, умения применять полученные и закрепленные знания на практике при изучении других предметов.
Учащиеся осознают, что получаемые знания из различных предметных областей тесно взаимосвязаны, переплетаясь между собой, формируют целостную картину мира.
Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «объединить» практически все школьные дисциплины.
Интегрированный подход к информатике даст возможность ученику, успешно занимающемуся в рамках любой другой учебной дисциплины применить свои навыки, например в проектной или любой другой деятельности, реализуя принципа метапредметности.
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.
Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс. Существуют разные формы работы на уроке с применением ИКТ. Но в своей практике применяю
- уроки с использованием презентации;
- виртуальные экскурсии.
Уроки, составленные в виде презентаций в PowerPoint, являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов.
В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии: Большая советская энциклопедия, Детская энциклопедия о животных, Большая детская энциклопедия, Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также многие сайты интернета.
Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а смена дисков отнимает много времени. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение урока. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечивает наглядность;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках.
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: экскурсии позволяют повышать научность обучения; экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы; с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; не покидая здания школы можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны.
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала.
В 10-11 классах проводится элективный курс по освоению практических задач по экономике, построение графиков, схем, диаграмм и анализа данных, составление отчетов, составлению презентаций, данные знания учащиеся могут применять при подготовке к урокам, используя предметный материал.
Занятия внеурочной деятельности по информатике можно организовать в виде творческих мастерских, в которых учащиеся занимаются проектной деятельностью. Это поможет им при дальнейшей работе и подготовке к научно- практическим конференциям.
Литература:
1. Сасова И.А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся // Народное образование. - 2017. - № 10.
2. Пробст Л.Э. Профессиональное школьное образование в современных условиях // Экономика. Вопросы школьного образования. - 2020. - № 6.
3. Максимова В.И. Формирование навыков предпринимательства в школе // Экономика в школе. - 2019. - № 2.
4. Любимова Л.А. // Экономика в школе, 2018 - №3.