Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Инновационные образовательные технологии на уроках информатики

Дата публикации: 2021-01-29 22:32:19
Статью разместил(а):
Шашкина Надежда Ивановна


Инновационные образовательные технологии на уроках информатики

Innovative Educational Technologies in Informatics Lessons

 

Автор: Шашкина Надежда Ивановна 

МБОУ «Средняя школа №50», г. Ульяновск, Россия.

e-mail: naw14263@bk.ru 

Shashkina Nadezhda Ivanovna

MBOU "Secondary School No. 50," Ulyanovsk, Russia.

e-mail: naw14263@bk.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о применении  новых педагогических технологий на уроках информатики.

Abstract: In this article, the author writes about the use of new pedagogical technologies in computer science lessons.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, урок информатики, школа.

Keywords: Innovative educational technologies, computer science lesson, school.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Для обучения предмету информатика и ИКТ необходимо сочетать применение разнообразных педагогических технологий с требованиями нового ФГОС.

Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Многие коллеги принимают участие в сетевых педагогических сообществах, вебинарах, создают личные блоги.

Что касается применения  новых педагогических технологий, то мне хотелось бы особое внимание уделить  кейс-методу и интернет-ориентированным педагогическим технологиям.

Кейс-метод – это метод анализа ситуаций (от англ.case-случай, ситуация). Под кейсом понимается детальное описание реального случая, причем детям предоставляется возможность проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить свои пути разрешения проблемы и выбрать оптимальное решение.

Существуют следующие виды кейсов:

1. Практические кейсы, отражающие реальные ситуации.

2. Обучающие кейсы, отражающие типовые ситуации с ярко выраженными учебными и воспитательными задачами.

3. Научно-исследовательские кейсы, предназначенные для выполнения исследовательской работы.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Практические кейсы. Основной задачей является подробное и детальное отражение конкретной ситуации. Учебное назначение – тренинг обучаемых, закрепление знаний, умений, навыков. Примером может служить практическая работа на тему: «Как правильно выбрать компьютер». Обучающиеся получают кейс, в котором содержатся следующие материалы:

1. Аппаратное обеспечение компьютеров, технические характеристики;

2. Советы, которых следует придерживаться при покупке компьютеров;

3. Ссылки на информацию в интернете о правилах выбора компьютеров;

4. Прайс-лист магазинов.

После того, как дети изучат материалы, они должны представить проект покупки компьютера для различных слоев населения: программист, директор завода по производству мягких игрушек, домашняя хозяйка, студент, специалист отдела рекламы, секретарь директора школы.

Обучающие кейсы. Основной задачей такого рода кейсов является отражение типовых заданий, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. Например, в 9 классе, когда обучающиеся освоили темы: текстовый редактор, электронные таблицы и устройство компьютера, можно провести урок ситуационно-ролевую игру с использованием case-метода.

Всех ребят класса делим на группы по 3-4 человека случайным или специальным образом, сотрудники отдела маркетинга некоторой фирмы. В каждой группе необходимо назначить менеджера, бухгалтера и маркетологов. Все группы получают кейсы с заданием подобрать варианты приобретения нового или модернизации имеющегося компьютера. Для 2-х часового урока кейс может содержать как бумажные, так и электронные документы:  задание и бланк заказа, образец счета на оплату, текст договора купли-продажи, реквизиты предприятия и заказчика, рефлексия.

Дальнейшая работа состоит из трех этапов:

1 этап. Начальная дискуссия. Преподаватель обращает внимание обучющихся на материалы о профессии маркетолога, помогает им оценить сложившуюся ситуацию, подводит их к вариантам решения, не навязывая своего мнения.

2 этап.  Практическая работа обучающихся по выполнению задания. Маркетологи должны найти подходящие варианты для заказчиков. Менеджер подготовить договор купли – продажи. Бухгалтер подготовить счет.

3 этап. Общая дискуссия. Менеджеры всех групп представляют полученные варианты решений и подготовленные пакеты документов. В заключительном слове учитель еще раз останавливается на обсуждении профессии маркетолога.

Научно-исследовательские кейсы. Основной смысл данного кейса в том, что он является моделью для получения новых знаний о проблеме, ситуации и умения разрешать эту проблему. В качестве примера можно рассмотреть кейс по теме: «Компьютерные и биологические вирусы». Обучающимся предлагается кейс в котором предлагаются различные типы компьютерных  и биологических вирусов. Необходимо, использовать интернет и найти информацию о каждом  вирусе, выбрать общие признаки, а также различия между заданными вирусами, исходя из предположения, что человек создал компьютер по своему образу и подобию.

Достоинства кейс-метода:

- увеличивается количество заданий;

- повышается темп работы обучающегося;

- урок  обогащается  материалами, полученными из различных источников(в том числе из интернета);

- работа с кейсом носит характер ролевой игры, что повышает мотивацию учебной деятельности;

- достигается уровневая дифференциация обучения.

Далее мне хотелось бы остановиться на интернет-ориентированных педагогических технологиях. Здесь уместно привести пример урока с применением ЭОР (электронные образовательные ресурсы).

В настоящее время имеется несколько сайтов с электронными задачниками, тестами, лекциями и видео-лекциями, которые можно  включать в канву любого урока. Конечно, это требует дополнительного изучения и проработки материала, но значительно  повышает мотивацию детей к обучению. В качестве примера могу  предложить урок «Исполнители вокруг нас». На этом уроке я использую ЭОР на всех этапах: организационном, объяснение нового материала, закрепление, проверка знаний. Материал для урока подбирала с помощью учебной методической литературы и сайтов с ЭОР в Интернете. В презентации использую материал с диска, который входит в состав УМК по информатике для 6 класса Босовой Л.Л.

Уроки, построенные с применением инновационных образовательных технологий, позволяют сформировать такие навыки обучающимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. А так же нацеливают детей на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование в рамках информационной образовательной среды школы.

 

Список литературы:

1. Булин-Соколова Е.И. Школа информатизации: путь к обновлению образования. Информатика и образование. № 6, 2011.

2. Кайзер Ф.-Й., Камински Х., Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, с. 182 

3. Романова Ю.Д. Освоение информационных технологий с помощью методики конкретных ситуаций. 

4.  Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе. Народное образование. 2009. № 2. – с.172-179.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN