Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Цифровая трансформация системы образования: реалии XXI века

Дата публикации: 2020-09-28 15:49:19
Статью разместил(а):
Шапочка Юлия Юрьевна

Цифровая трансформация системы образования: реалии XXI века

Digital transformation of the education system: the realities of the XXI century

 

Автор: Шапочка Юлия Юрьевна

ГБОУ "Лицей № 597", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: ju.shapochka@gmail.com

Shapochka Iuliia Iurevna

Lyceum № 597, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: ju.shapochka@gmail.com

 

Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки цифровой трансформации системы общего образования, раскрывается её содержание, а также устанавливается связь с цифровой грамотностью обучающихся.

Abstract: The article discusses the preconditions of digital transformation of general education system, reveals its contents and also establishes the connection with digital literacy of students.

Ключевые слова: трансформация образования, цифровизация, цифровые технологии, цифровая грамотность.

Keywords: transformation of education, digitalization, digital technologies, digital literacy.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Начиная с 2000-х годов, в систему общего среднего образования активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Неизбежным результатом развития цифровых технологий и их повсеместного внедрения в образовательный процесс является цифровая трансформация образования (ЦТО). Процесс трансформации разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде и подразумевает глобальные структурные и содержательные изменения содержания, методов, форм и средств учебной работы. Трансформация системы образования является неотъемлемым звеном в решении задач социально-экономического роста страны и становления цифровой экономики.

В условиях перехода от массового производства к производству индивидуализированному наблюдается синтез новых материалов, автоматизированного производства и цифровых технологий. В связи с этим популяризируются методы искусственного интеллекта и Интернета вещей. Цифровая революция невозможна без изменений в системе образования – требуется переход к всестороннему развитию личности каждого обучаемого. 

В XXI веке опережающие научно-технические разработки сосуществуют вместе с качественными изменениями культуры труда. В настоящее время от работников требуется:

  • Высокий уровень математической грамотности; 
  • Фундаментальная гуманитарная и естественно-научная подготовка; 
  • «Компетенции XXI века»;
  • Проектное и алгоритмическое мышление, цифровая грамотность.

На сегодняшний день существует следующая проблема: по сравнению с серединой 1990-х годов, количество рабочих мест и вакансий с требованием высокого уровня общей грамотности и способности работником решать задачи с помощью компьютера заметно возросло. Однако, число работников, способных выполнять поставленные задачи на высоком уровне, не увеличилось.

Каждая индустриальная революция оставила отпечаток в существующей системе образования. Если в результате первой индустриальной революции появились массовые школы, в результате второй – усовершенствовалась классно-урочная система, третьей – появилось всеобщее среднее образование, то четвёртая (цифровая) революция требует от системы образования личностно-ориентированную, направленную на результат модель организации образовательного процесса.

Суть цифровой трансформации образования можно сформулировать следующим образом: «достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счёт персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными» [2].

Для успешного течения процесса цифровой трансформации системы общего образования необходимо разработать, апробировать и повсеместно внедрить в образовательный процесс такие цифровые инструменты и сервисы, которые позволят:

  • дополнить существующие образовательные результаты новыми универсальными компетентностями, чётко зафиксированными в действующем стандарте;
  • обновить содержание учебных дисциплин в соответствии с требованиями цифровой экономики и жизни школьников в технологически насыщенной среде;
  • сэкономить время всех участников образовательного процесса посредством увеличения применяемых методов и инструментов учебной работы;
  • достигать требуемые ФГОС образовательные результаты каждым обучаемым за счёт дифференциации и комбинирования различных форм организации учебного процесса.

Цифровая трансформация образования, помимо установления новых образовательных результатов, требует основательного пересмотра содержания образования. Современных школьников нужно учить овладевать ограниченным набором основных понятий для того, чтобы ликвидировать распространённый недостаток современных учебных программ – поверхностное изучение большого количества материала.

Долгое время в обществе было распространено мнение о том, что главной целью учебной работы должна являться полноценная передача знаний от учителя к ученику. Однако, ещё 2000 лет назад Плутарх говорил о том, что ученик – это факел, который надо зажечь, а не просто сосуд, заполняемый знаниями. Современное представление об образовательном процессе можно считать солидарным с Плутархом. Задачей же нынешнего образовательного процесса является гармонизация следующих целей [2, с.46]:

1. Формирование у школьников такой совокупности ЗУН и компетенций, которые будут практико-ориентированными и полезными в жизни.

2. Развитие способности обучаемых к самообучению и самоорганизации собственной учебной деятельности.

В настоящее время растёт потребность в овладении обучающимися универсальными компетентностями, состоящими в умении критически мыслить, проявлять креативность, уметь коммуницировать и взаимодействовать с другими людьми. Эти компетентности стоят рядом с базовыми умениями: умениями читать, писать считать. И, конечно же, этими навыками должен овладеть каждый член современного общества. Однако, в реалиях сложившейся системы образования, требуемых результатов достигают далеко не все учащиеся, так как ориентация на результат означает, что учащиеся должны осваивать весь материал целиком и полностью, без пробелов. Но, к сожалению, реализовать это пока невозможно. 

Многие поколения педагогов мечтали о персонализированной и ориентированной на результат организации обучения. Такая организация обучения направлена на повышение результативности учебной работы. Здесь каждый обучаемый достигает планируемые образовательные результаты наряду с развитием собственных способностей. Для реализации личностного роста каждого ученика и возможности дифференцированного обучения необходим весь спектр современных цифровых инструментов. Преобразование работы учебного заведения, состоящее в применении дидактических принципов к каждому обучаемому, и есть его цифровая трансформация.

Для удовлетворения своих интересов и потребностей в век цифровых технологий необходимо уметь качественно и продуктивно работать с цифровыми инструментами. К сожалению, в настоящее время таким навыкам ещё не обучают в школе, а если и преподают их, то только по исключительной инициативе отдельных педагогов.

Вывод. Современные реалии таковы, что человек ежедневно находится и взаимодействует с цифровым окружением. Трансформация системы общего образования предполагает активное использование каждым обучающимся в своей учебной работе различных цифровых ресурсов (источников, сред, сервисов и т.д.). Поэтому цифровая трансформация должна стать гарантом того, что каждый современный школьник будет:

1. Уверенным в своих действиях.

2. Владеющим высоким уровнем цифровой грамотности.

3. Готовым адаптироваться к быстро изменяющимся цифровым технологиям.

 

Литература:

1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. №14.

2. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. [Текст] / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 155 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN