Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Сравнение и классификация по заданным критериям, как результат формирования познавательных УУД

Дата публикации: 2020-09-09 18:25:26
Статью разместил(а):
Чащина Вера Александровна

Сравнение и классификация по заданным критериям, как результат формирования познавательных УУД

Comparison and classification according to specified criteria, as a result of the formation of cognitive universal educational actions

 

Автор: Чащина Вера Александровна

МБОУ города Иркутска "Лицей № 3", г. Иркутск, Россия.

E-mai: vach2010@mail.ru

Chashchina Vera

Lyceum No. 3, Irkutsk, Russia.

E-mai: vach2010@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлен пример типового задания по формированию универсальных учебных действий на уроках физики в школе, задание может быть использовано в учебном процессе.  

Annotation. The article presents an example of a typical task for the formation of universal educational actions in physics lessons at school, the task can be used in the educational process.

Ключевые слова: Универсальные учебные действия, физика.

Key words: Universal learning activities, physics. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия:

· обеспечивают учащемуся возможность: самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

· создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться»;

· обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

В более узком смысле этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; 
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • уметь осуществлять синтез, как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержания познания.

Задачей сравнения является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития сравнения является и противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение сравнению является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.

Целью использования приема сравнения является формирование умения учащихся сравнивать, а назначением – выработать единый подход к рассмотрению различных явлений.

Объектом сравнения в курсе физики средней школы могут быть предметы окружающей действительности: тела,  явления и процессы, протекающие в природе, специальные опыты, а так же понятия, системы единиц измерения физических величин и др. 

Приемы сравнения и противопоставления могут быть применены: при изучении нового материала, при решении задач, в лабораторных работах, самостоятельных и творческих работах, в домашних заданиях, во внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.

Универсальное учебное действие «Сравнение» можно успешно развивать у учащихся при изучении физики.

1. Название умения: Сравнение.

2. Предмет: Физика. Класс: 7 класс.

3. Тема: «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов».

4. Место задания в структуре урока: объяснение явлений на основе нового знания.

5. Описание задания. Задание 1.Налейте в пластмассовую бутылочку воды и закройте крышкой. Попытайтесь сжать в ней воду. Затем вылейте воду, снова закройте бутылочку. Теперь попробуйте сжать воздух. Объясните результаты опыта.

Учитель Учащиеся
На уроке мы познакомились с  различием в молекулярным строении твёрдых тел, жидкостей и газов. Прочитайте задание в учебнике. Учитель демонстрирует заполненную пластмассовую бутылочку с водой, затем выливает воду. В бутылочке сначала была вода, а затем воздух. Назовите агрегатное состояние веществ, в бутылочке.  Читают задание. Выполняют опыт. Отвечают на вопросы учителя. Вода – жидкое состояние вещества. Воздух - газообразное состояние вещества.
Как расположены молекулы в жидком  состоянии? Молекулы жидкости колеблются около положения равновесия, не могут свободно перемещаться по всему объему вещества, но возможны переходы молекул на соседние места.
Как расположены молекулы в  газообразном состоянии вещества? Газы характеризуются полной беспорядочностью расположения и движения молекул.
Перечислите свойства жидкостей и газов Жидкости имеют определенный объем, но не имеют своей формы, они принимают форму сосуда, в котором находятся.
Перечислите свойства газов Газы не имеют постоянного объема и занимают весь объем сосуда, в котором они находятся.
Как взаимодействуют молекулы жидкостей? Молекулы жидкости расположены близко друг к другу. Расстояния между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул, притяжение между молекулами значительное. При сближении молекул заметно проявляется отталкивание.
Как взаимодействуют молекулы газов? Молекулы  слабо притягиваются друг к другу, так как расстояния между молекулами в десятки раз больше размера молекул.
Что общего в  свойствах жидкостей и газов? Нет общего свойства
Назовите различие  в свойствах жидкостей и газов. Жидкости сохраняют объём, газы не сохраняют объём. Газы легко сжимаются, жидкость не сжимается.
 Сожмите наполненную бутылочку с водой, а затем пустую бутылочку. Объясните результаты опыта  После обсуждения и проведения опыта формулируют и  записывают вывод. Вода – жидкое состояние вещества. Жидкость не сжимается, так как при сближении молекул проявляются силы отталкивания. В пустой пластмассовой бутылке находится воздух  - это газообразное состояние вещества, молекулы находятся на значительном расстоянии друг от друга. При сжатии, уменьшается расстояние между молекулами, поэтому пустая бутылочка легко сжимается.

 

Список литературы:

1. Вершинин В.Н. Педагогический процесс в условиях вечерней школы. Цикл лекций: учебное пособие.

2. Давыденко В.А, Давыденко О.В. Применение приёма сравнения на уроках физики и истории.

3. Лукиных Г.И. Развитие универсальных учебных действий на уроках физики.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М.: Академия, 2003.

5. Перышкин  А.В.Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа 2018.

6.  Романовский М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск, 2006.

7. Румбешта Е.А., Мидуков В.З. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся при обучении физике и оценки ее сформированности // Вестник Томского государственного.

8. Смольянина Г.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN