Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование цифровой лаборатории в исследовательской деятельности на уроках географии

Дата публикации: 2020-04-02 13:03:07
Статью разместил(а):
Хабибуллина Раушания Дамировна

Использование цифровой лаборатории в исследовательской деятельности на уроках географии

Using a digital laboratory in research activities in geography lessons

Автор: Хабибуллина Раушания Дамировна

МБУ «Лицей № 57», г. Тольятти,Россия

e-mail: habibullina.rusha@mail.ru

Khabibullina Raushania Damirovna

Lyceum no. 57, Togliatti, Russia

e-mail: habibullina.rusha@mail.ru

Аннотация: Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Возможно производить удобную обработку результатов эксперимента. Расширение списка практических работ. Возможность проведения длительных экспериментов, выходящих за рамки урока. Повышение уровня знаний по предмету за счет активной деятельности учащихся в ходе экспериментальной исследовательской работы. Раскрытие творческого потенциала учащихся через выполнение учащимися индивидуальных проектов и исследования предметов, так и окружающего мира в целом.

Abstract: Digital laboratories are new, modern equipment for conducting a wide variety of school research in natural science. With their help, you can carry out works that are included in the school curriculum, as well as completely new research.It is possible to perform convenient processing of the experiment results.Expanding the list of practical works.The ability to conduct long-term experiments that go beyond the scope of the lesson.Increasing the level of knowledge on the subject due to the active activity of students in the course of experimental research.Disclosure of the creative potential of students through the implementation of students ' individual projects and research subjects, and the world as a whole.

Ключевые слова: цифровая лаборатория, эксперимент, моделирование.

Keyword: digital laboratory, experiment, simulation.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

Как известно,основным источником информации на уроках географии является карта и учебник.Но большая роль также на уроках отводится практической и исследовательской деятельности.

Актуальность:

Исследовательская деятельность позволяет формировать у учащихся новые мотивы на основе уже существующих потребностей и интересов. Учащиеся, в процессе исследовательской деятельности, усваивают принципы и способы учебной деятельности, решают учебные задачи сами ищут подходы к их решению, при этом происходит формирование личностных качеств, общечеловеческих ценностей и отношения к окружающему миру.

Формируется понятие научного способа познания при проведении исследовательской деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые выводят на новый качественный уровень полученные результаты исследований, реализовывают принцип наглядности, повышают интерес учащихся к исследовательской деятельности, способствуют формированию навыков научного анализа явлений природы.

Сегодня очень важно вооружить учащегося не столько знаниями, сколько способами овладения ими. При проведении предлагаемых работ формируются универсальные умения и навыки, которые позволяют учащимся применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Ожидаемыми результатами обучения являются: повышение эффективности учебного процесса, формирование элементов экологической культуры, ИКТ-грамотности, универсальных умений и навыков, а также развитие личности учащегося.

Новизна.

Формируется понятие научного способа познания при проведении исследовательской деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

По географии есть темы, где необходимы различные измерительные приборы. Например, при изучении темы «Атмосфера», обучающиеся знакомятся с такими понятиями как температура воздуха, влажность, атмосферное давление.

Цифровая лаборатория помогла мне решить ряд проблем. Это оборудование и программное обеспечение для сбора и анализа данных естественнонаучных экспериментов. Широкий спектр цифровых датчиков используют учителя и ученики на уроках физики, химии и биологии, географии. Для работы учителя географии рекомендую 7 датчиков:

- датчик освещенности,

- датчик влажности

- датчик расстояния

- датчик концентрации кислорода

- датчик температуры

- рН-метр.

На уроке, как правило, демонстрируются работы с помощью цифровой лаборатории, которые могут вызвать интерес у всех учащихся. К компьютеру Nova подключаются датчики, необходимые для проведения эксперимента и проводится работа в демонстрационном режиме, выводя результаты исследований на экран через мультимедийный проектор в виде графиков и таблиц.

Можно использовать цифровую лабораторию в работе отдельной группы учащихся, а также с целым классом при проведении фронтальной лабораторной работы, при этом рекомендую обучить консультантов из учеников, которые в ходе урока будут помогать учителю. Результаты общих работ на уроке оформляются в виде таблицы и вывешиваются в классе.
Во внеурочной деятельности исследования проводятся с учащимися, которые приходят на объединение дополнительного образования.

Продумывается ход эксперимента, готовится необходимое оборудование (в том числе компьютер Nova c необходимыми датчиками), проводятся неоднократные замеры, сохраняются результаты, анализируются, оформляются работы на Nova, или на ноутбуке, или настольном ПК в программах Word, Excel, Power Point. Исследования проводятся на качественно новом уровне: регистрируется не только конечный результат, но и весь процесс изменения параметров. Информация сохраняется в виде графика и при необходимости ее можно продемонстрировать еще раз. Режим измерений может быть и очень кратким (сотые доли секунды), и долгосрочным (несколько дней). Лаборатория мобильна и невелика по размерам, легка в эксплуатации и заменяет ряд сложных измерительных приборов, поэтому удобно ее использовать при проведении экскурсий в парк или во время походов.

Дети, которые участвуют во всех направлениях работы, становятся маленькими исследователями и выступают потом на различных конференциях, семинарах и выставках. В результате экспериментальной работы повышается уровень знаний за счет активной деятельности учащихся, в исследовательских проектах раскрывается их творческий потенциал. Цифровая лаборатория позволяет моделировать географические объекты и явления.

Некоторые темы, где я использую цифровую лабораторию.

Тема урока

Тема работы

Атмосфера

Измерение параметров микроклимата на пришкольном участке.

Измерение атмосферного давления в течение длительного времени.

Моделирование парникового эффекта.

Литосфера

Изучение магнитной стрелки компаса с помощью датчика магнитного поля.

Образование соли в природе.

Влияние извержения вулкана на рН воды.

Гидросфера

Моделирование круговорота воды в природе.

Моделирование гейзера.

Моделирование процесса конвекции.

Биосфера

Изменение природных компонентов природной зоны смешанных лесов при движении к реке.

Африка. Исследование реакций адаптации организма к высоким и низким температурам.

Антарктида. Моделирование изменения температуры внутри группы животных.

Вывод:

Исследовательская деятельность заняла свое достойное место в учебном процессе, ЦЛ позволяет выполнять естественнонаучные исследования на современном уровне, исследовать действительно интересующие учащихся объекты и явления, находить свои варианты решения. C их помощью можно получить данные, которые невозможно получить в традиционных учебных экспериментах. Возможно производить удобную обработку результатов эксперимента. Расширение списка практических работ. Возможность проведения длительных экспериментов, выходящих за рамки урока. Повышение уровня знаний по предмету за счет активной деятельности учащихся в ходе экспериментальной исследовательской работы. Раскрытие творческого потенциала учащихся через выполнение учащимися индивидуальных проектов и исследования предметов, так и окружающего мира в целом.

Список литературы:

1.«Цифровые образовательные ресурсы для обучения географии в соответствии с образовательными стандартами нового поколения» - статья журнал «География в школе» №3, 2010.

2. «Опыт использования геоинформационных технологий в школьном образовании» статья журнала «География в школе» № 5, 2009.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN