Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Подготовка к ОГЭ по химии - условие формирования образовательных результатов ЕГЭ

Дата публикации: 2019-08-18 15:37:46
Статью разместил(а):
Хакимова Светлана Викторовна

Подготовка к ОГЭ по химии - условие формирования образовательных результатов ЕГЭ

Preparations for the substantive state chemistry exam - a condition of forming educational results the unified state exam

 

Автор: Хакимова Светлана Викторовна

директор МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», с. Московское, Республика Хакасия, Россия.

e-mail: swetlana171967@mail.ru

Khakimova Svetlana Viktorovna

Moscow Shool named. A.P. Kyshtymov, Moscow, Republic of Khakassia, Russia.

e-mail: swetlana171967@mail.ru

Аннотация: Одним из приоритетных направлений деятельности учителя, несомненно, является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации. По своей сути основной государственный экзамен и единый государственный экзамен являются своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. Поэтому очень важно не упустить в процессе обучения предмету преемственность подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ.

Abstract: one of the priorities of the teachers is undoubtedly preparing students to state final certification. In essence the main state examination and the unified state exam is a test of knowledge, social and psychological readiness of students to constantly changing conditions of modern reality. Therefore it is very important not to miss during the teaching of continuity of education of students from the main state exam to the unified state exam.

Ключевые слова: подготовка к экзамену, ОГЭ, ЕГЭ.

Keywords: exam preparation, main State exam, unified State exam.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

«Чего не понимают, тем не владеют»

И. Гете

Цель: создание условий формирования образовательных результатов ЕГЭ через подготовку к ОГЭ по химии.

Задачи:

- вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники образовательной деятельности взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания в течение всего периода обучения;

- обеспечить преемственность формирования образовательных результатов от ОГЭ к ЕГЭ через комплекс последовательных и взаимосвязанных направлений работы.

Поверхностное изучение химии  (малое количество часов, особенно в 10-11 классе, трудности при проведении практической части (реактивы, оборудование не все имеются в достаточном количестве)) не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы. Особенно это касается заданий повышенного и высокого уровня сложности.

Опыт проведения ОГЭ и ЕГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителя к этой форме контроля. Работа учителя сводится не только к работе по тестам. Использование в образовательной деятельности технологии тестирования становится более эффективным, если:

- данная деятельность протекает в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе с 8 по 11 класс;

- формирование и развитие готовности ученика к государственной итоговой аттестации ориентированы на учёт личностных особенностей каждого ученика, реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к форме мониторинга уровня формирования предметных универсальных учебных действий (далее – УУД) по материалам ОГЭ и ЕГЭ.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ необходимо выделить следующие составляющие:

-      информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-      предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-      психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Основные трудности при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ:

-      непредсказуемость содержания заданий ОГЭ и ЕГЭ;

-      нетипичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ;

-      невозможность проведения системного анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ;

-      организация и планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по предмету;

-      отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;

Причины допускаемых ошибок на ОГЭ и ЕГЭ обучающимися:

-        невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению;

-        неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ;

-        отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание;

-        несформированность умения работать с текстом, выделить в нём главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию;

-        технические ошибки при заполнении контрольно-измерительных материалов (далее  - КИМов);

-        нерациональное распределение времени при выполнении заданий.

 

Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит в 8 класс с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, так как память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание химических процессов. В 8 классе, начиная с первых уроков, я использую задания, встречающиеся в ОГЭ, например: Задание 13. ОГЭ по химии встречается в темах «Безопасность в лаборатории», «Чистые вещества и смеси».

Задание 13 № 57.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и с препаратами бытовой химии?

А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.

Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны,

или Задание 13 № 189.

Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.

Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Задания по материалам ОГЭ использую также при изучении тем курса, которые включены в ОГЭ: «Первоначальные химические понятия», «Основные классы неорганических соединений» «ПСХЭ». В течение всего периода 8-9 класс – решение задач, так как типовые задачи встречаются в КИМах ОГЭ: задания № 15, задания высокого уровня сложности № 21.

На экзамене по химии выдаётся три справочных таблицы: таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. 70% всей химической информации можно получить из этих таблиц, если уметь ими пользоваться.

Моя задача научить учеников находить ответы в этих таблицах, анализировать их.

Например, на каждом занятии при работе с таблицами, совершенствовать навыки, отрабатывать теоретические знания на практике, на таблицах делать пометки, схемы подсказки, которые в дальнейшем будут отработаны до автоматизма. Работая с ними, учащийся должен уметь ответить на любой вопрос, используя свои теоретические знания. 

В КИМах ЕГЭ сохраняется преемственность ОГЭ, а это значит, что выпускник 9 класса успешно сдавший ОГЭ по химии, имеет все шансы сдать ЕГЭ в 11 классе лучше, чем ученик, решивший сдавать ЕГЭ по химии в 10 классе без предварительной подготовки. И если учащийся успешно сдает ОГЭ по химии, то в 10-11 классе подготовка продолжается по индивидуальным траекториям, но с учетом особенностей ЕГЭ.

На консультациях в 9 и 11 классах, на первом же занятии я не только обязательно знакомлю со структурой КИМов, с правилами распределения времени при выполнении экзаменационных заданий, но и провожу входную диагностическую работу, которая даёт возможность проанализировать уровень готовности учащегося к ГИА.

В зависимости от уровня подготовки, для каждого учащегося (как в 9 так ив 10-11 классе) составляется индивидуальная траектория для повторения. Потому что и по времени, которое остается на повторение, и по пробелам в подготовке, все ученики отличаются. У каждого ученика свои слабые места, поэтому и акценты будут расставлены по-разному. Даже повторение в средней школе (10-11 класс), с одними учениками, необходимо начинать с общей химии, с другими – с органической. Но в каждом разделе химии я выделяю блоки, сгруппировав темы. Например, строение атома, периодический закон, химическая связь, типы кристаллических решеток мы повторяем на одном занятии.

Подготовку к экзамену по химии со школьниками с низким и средним уровнями подготовки целесообразнее начинать с тем «Основные понятия химии. Номенклатура неорганических и органических веществ».

С сильными школьниками, при этом, лучше идти дедуктивным путём, то есть начинать повторение с тем «Строение атома. Химическая связь».

Особое внимание обращается на следующие темы:

- основные классы неорганических веществ;

- окислительно-восстановительные реакции, электролиз;

- реакции в растворах электролитов, гидролиз;

- химическая кинетика и химическое равновесие.

Отмечу, что в настоящий момент у подавляющего большинства школьников слабая подготовка по разделу «Органическая химия», что связано с переходом на концентрическую систему построения школьных программ, то есть часть материала этого раздела изучается в 9 классе, а более углубленно в 10 классе. У учащихся в голове возникает, не побоюсь этого слова, «каша». Поэтому начинать подготовку к этому разделу лучше всего с «белого листа» и обратить на него особое внимание.

Особое внимание в химии следует уделить также решению расчётных задач и упражнений по типу «цепочки превращений».

В дальнейшем диагностические тематические работы проводятся регулярно после прохождения различных тем или блоков, что даёт возможность выпускнику получить информацию, необходимую для принятия продуктивных решений. Диагностика как аналитико-оценочная деятельность включает механизмы саморазвития, предоставляет возможность стратегического прогнозирования конечного результата. Ученик сам видит, как изменяется уровень его подготовки.

Кроме того важна самоподготовка выпускника, поэтому рекомендую перечень сайтов на которых можно не только улучшить теоретическую подготовку, но и решать задания, вести дневник усвоения предметного материала, видеть динамку подготовки:

Таким образом, для успешной подготовки обучающихся к ГИА педагогу необходимо:

 - правильно оценивать в течение всего учебного периода образовательные результаты обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету;

-  анализировать результаты пробного тестирования;

- планировать работу по подготовке обучающихся к ГИА в процессе преподавания предмета в течение всего периода обучения.

 

Список литературы: 

1. Каверина А.А., Медведев Ю.Н., Молчанова Г.Н. – Я сдам ЕГЭ! Химия – 2018. Типовые задания; под ред. Кузнецовой Л.Н. – М., Просвещение, 2018г.

2. Каверина А.А., Медведев Ю.Н., Молчанова Г.Н. – Я сдам ЕГЭ! Химия – 2018. Курс самоподготовки (технология решения заданий); под ред. Кузнецовой Л.Н. – М., Просвещение, 2018 г.

3. Каверина А.А., Снастина М.Г., Свириденкова Н.В. – ЕГЭ-2018. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов; - М., Национальное образование, 2018 г.

4. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. – ОГЭ – 2018. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. – М., Национальное образование, 2018 г.

5. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. – Я сдам ОГЭ! Химия – 2018. Типовые задания. Технология решения; под ред. Евсеевичевой А.Н. – М., Просвещение, 2018 г.

6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2016г.

7. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2016г.

8. Рудзитис Г.Е., Фельдман  Ф.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2016г.

9. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2016г.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN