Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Развитие познавательного интереса обучающихся к биологии средствами цифрового микроскопа

Дата публикации: 2019-04-11 13:26:13
Статью разместил(а):
Соловьева Ольга Геннадьевна

Развитие познавательного интереса обучающихся к биологии средствами цифрового микроскопа

Development of cognitive interest of studying biology means digital microscope

 

Автор: Соловьева Ольга Геннадьевна

МОУ «Гимназия № 6 Красноармейского района Волгограда», Волгоград, Россия.

e-mail: corner2010@yandex.ru    

Soloveva Olga Gennadevna 

Gymnasium № 6, Volgograd, Russia.

e-mail: corner2010@yandex.ru    

 

Аннотация: Статья знакомит с возможностями использования цифрового микроскопа в образовательном процессе школьников. Автор акцентирует внимание на развитии познавательного интереса к предмету биология  посредством использования цифрового ресурса.

Abstract: The article introduces you to use a digital microscope, students in the educational process. The author focuses on the
Development of cognitive interest in the subject biology through the use of digital resources.

Ключевые слова: познавательный интерес, цифровой микроскоп, образовательный процесс, системный подход, изучаемый объект, микропрепараты.

Keywords: cognitive interest, digital microscope, the educational process, system approach, the object under study, micropreparations. 

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Развитие личности неразрывно связано с развитием познавательного интереса. Поэтому одной из задач школы является организация такой деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности, которая способствует формированию  и развитию этого интереса.

Повышение эффективности школьного образования в области формирования личностных и социальных компетенций учащихся, развитие и раскрытие их творческого потенциала – наиболее актуальные задачи современного  российского образования. [4]

Вопросы влияния познавательного интереса на развитие личности рассмотрены многими учёными-педагогами, в частности В.А. Беликовым, Г.И. Щукиной , И.С. Якиманской.

Цифровые микроскопы в качестве средств обучения были внедрены  в учебный процесс в школах относительно недавно, а в некоторых образовательных учреждениях и вовсе пока не используются. Поэтому в настоящее время  вопрос развития познавательного интереса средствами использования цифрового микроскопа на уроках биологии недостаточно освещен в методической литературе. Но вопрос весьма актуален, т.к. связан с качеством подготовки обучающихся в образовательном процессе. А повышение уровня знаний, индивидуализация обучения непосредственно связаны с познавательной деятельностью учеников.

Развитие познавательного интереса школьников средствами цифрового микроскопа будет более продуктивным  при соблюдении следующих условий:

- использовании разнообразия видов деятельности, связанной с использованием данного цифрового ресурса;

- индивидуального подхода обучения;

- системном подходе использования цифрового ресурса.

Критериями сформированности познавательного интереса учеников являются: увлечённость процессом познания и  ответственность по отношению к предмету своего интереса. Опыт педагогической практики показывает рост уровня сформированности познавательного интереса обучающихся при системном использовании цифрового микроскопа в учебном процессе. Использование ресурса только для развлечения учеников, применение от случая к случаю, не дадут нужного результата. Поэтому работу с цифровым микроскопом целесообразно спланировать и внести в рабочую программу.  

Цифровые микроскопы дают большие возможности, например:

- увеличение изучаемых объектов, помещённые на предметный столик, в 10, 60 и 200 раз;

- фотографирование и видеосъёмка  с последующей записью на жестком диске;

- изучение поверхности объектов, не помещающихся на предметный столик;

- нанесение подписей и указателей к  изображениям;

- использование исследуемых прозрачных и непрозрачных объектов, фиксированных и нефиксированных объектов;

- произведение некоторых измерений в полученных изображений;

- выведение исследуемых объектов на доску и монитор персонального компьютера.

Цифровые микроскопы комплектуются цифровой камерой со специальным адаптером и необходимым программным обеспечением. Поэтому использование данного ресурса требует навыков работы учителя с информационными ресурсами.

В школьной практике используется цифровой микроскоп марки Digital Blue QX5 фирмы Intel. Работу с цифровым микроскопом можно сочетать с работой  обучающихся со световыми микроскопами. Такое сочетание позволяет обучающимся сравнивать  изображения изучаемых объектов, находить отличительные особенности и экономии учебного времени.

Важным качеством цифрового микроскопа является возможность ведения видеосъёмки. Этот момент вызывает несомненный интерес у школьников. Удачным объектом для  этого являются простейшие организмы. Изучение способа передвижения простейших, несомненно, воспринимаются учениками с большим интересом при непосредственном наблюдении живого объекта. Следовательно, такой подход способствует лучшему усвоению учебного материала. Запечатленный процесс можно неоднократно просматривать, изучая его отдельные стороны.

Полученные сохраненные изображения, можно использовать при  подготовке презентаций к уроку, в том числе динамические объекты, что способствует привлечению внимания к просмотру слайдов.

Цифровой микроскоп можно использовать практически на всех этапах урока. На этапе актуализации знаний обучающихся, например, можно включать задания на распознавание биологических объектов или их отдельных частей. И, конечно же, большую помощь окажет цифровой ресурс при изучении нового учебного материала. Для этой цели подходят как готовые  постоянные микропрепараты, так и временные, подготовленные непосредственно к уроку. Более длительная фиксация взгляда ученика на изучаемом объекте, следствии привлечения его внимания, интереса способствуют  повышению качественному усвоению знаний.

Литература:

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

2. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989. - 172 с.

3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание,1979.-47 с.

4. Т.В. Рычагова Инновации рождаются в школе. Дистанционное и виртуальное обучение.2012.№ 3,с.55.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN