Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Балльно-рейтинговая технология оценивания результатов обучения

Дата публикации: 2019-03-26 06:16:46
Статью разместил(а):
Барсукова Наталья Александровна

Балльно-рейтинговая технология оценивания результатов обучения

Score-rating technology for assessing learning outcomes

 

Автор: Барсукова Наталья Александровна

КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса», г. Красноярск, Россия

e-mail: N6F10@yandex.ru

Barsukova Natalya Aleksandrovna

Krasnoyarsk Technical School of the Transport and Service, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: N6F10@yandex.ru

Аннотация: Балльно-рейтинговая технология активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов.

Abstract: The point-rating technology activates the work of students during the semester, it makes them to be prepare for classes systematically and regularly, it increases competition among students and  responsibility for their learning activities. It allows to implement mechanisms by quality assurance and assessment of learning outcomes, it allows to enhance the educational and extracurricular work of students.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая технология, мотивация, рейтинг.

Keywords: point-rating technology, motivation, rating.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

На мотивацию влияют множество факторов, таких как:  уровень озабоченности, оттенки чувств, ощущение успеха, интерес, знание результатов, которыми преподаватель может управлять. Но ни один фактор нельзя считать самым важным - чаще всего они оказывают комбинированное воздействие. Но, изменив хотя бы один или два фактора, вы можете внести глубокие изменения в настроение учащихся, их отношение к учебе.

Очень важный по значению элемент учебы, на который мы можем влиять, это обратная связь, помогающая учащимся узнавать о своих достижениях. Нас интересуют, в первую очередь, объем, специфичность и оперативность обратной связи. Речь идет о факторе под названием "знание результатов".

Когда мы постоянно делаем одно и то же дело, не зная, как оно получается, мы не испытываем удовлетворения. В результате у нас часто пропадает желание продолжать эту работу и улучшать ее качество. Но если мы знаем, что нам сопутствует успех, если нам известно, где конкретно надо внести исправления и улучшения, и главное, что делать, чтобы их внести, - тогда мы приобретаем мотивацию и стремимся к прогрессу.

Отметки, как правило, недостаточно оперативны и специфичны, чтобы дать адекватное представление о результатах. Мотивация, стремление приложить усилия возрастут, если учащиеся будут получать специфические сведения о результатах.

Несовершенство широко используемой пятибалльной системы оценок знаний обучаемых давно очевидно для всех участников учебного процесса. Однако сейчас становится понятным, что эта система негативно влияет именно на качество обучения, поскольку очень загрубляет оценку и не позволяет строго ранжировать студентов по достигнутым результатам, а также не учитывает и ряд других факторов обучения.

Стремление к более гибкому и эффективному, стимулирующему студентов "количественному измерению" качества знаний студентов привело в некоторых вузах к введению параллельных систем оценок, действующих в пределах вуза. Эти системы претендуют на более точные и адекватные оценки достижений студентов в учебном процессе.

Балльно-рейтинговая технология оценивания результатов обучения:

  • дает возможность активно влиять на процесс обучения.

  • улучшать его функциональные характеристики.

  • позволяет поднять интерес студентов к учебному процессу.

  • повысить успеваемость.

Основная цель – поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра, требует четких правил ее выполнения.

Отличия рейтинговой системы от действующей пятибалльной:

  • любой итоговый контроль - экзамен, зачёт, защита, а также все текущие контроли, оцениваются в баллах (разница может быть только в методике контроля).

  • все оценки проставляются таким образом, что имеют больше, чем пять градаций.

  • оценка за предмет определяется не только отметкой на итоговом контроле, но и учитывает работу студента в семестре.

Рейтинги составляются с помощью технологической карты дисциплины, в которой отражаются все виды работ, их оценивание в баллах и перевод баллов в оценки. Баллы заносятся в общую карту по группе. Для отслеживания посещаемости студентами учебных занятий все данные заносятся в электронные таблицы.

Что даёт рейтинговая технология студенту:

  • Непрерывный контроль знаний: стимулирует студента к регулярной и качественной учебной работе, как в аудитории, так и самостоятельно.

  •  побуждает студентов к формированию объективной мотивации продуктивной учебной деятельности, даёт новую возможность:

  • самому распоряжаться своим временем.

  • выбирать порядок выполнения учебных заданий.

  • самостоятельно планировать их выполнение.

  • постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий.

  • сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов.

  • снижается «проблема стресса», получаемого студентом в период сессии, поскольку ему предоставляется возможность получения оценки – «автомат» (здоровьесберегающая составляющая).

Использование рейтингового контроля стимулирует у студента:

  • систематическую и ритмичную учебно-познавательную деятельность.

  • своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса.

  • систематическое посещение занятий.

  • возможность просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах.

Что даёт рейтинговая система оценки знаний преподавателю:

  • включение в рейтинг студента оценки активности учебной работы.

  • рационально планировать учебный процесс.

  • контролировать ход усвоения каждым студентом и учебной группой изучаемого материала.

  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля.

  • объективно оценивать выполнение каждым студентом каждого учебного поручения.

  • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости и экзамена.

  • более объективно выставлять зачетные и экзаменационные оценки.

С точки зрения преподавателя балльно-рейтинговая технология позволяет достаточно корректно определять знания студентом данного курса, исходя из посещаемости, сданных зачетных работ и т. д.

Таким образом, одновременно ведется и учет посещаемости студентами занятий, и проверка полученных ими знаний.

Однако это требует от преподавателя введения некоторой шкалы, согласно которой нужно оценивать работу студентов - здесь наиболее важной является справедливость выбранной шкалы и ее соответствие реальным знаниям.

Преимущества рейтинговой технологии:

  • Регулярность контроля и наглядность результата.

  • Активизация учебной деятельности студентов.

  • Стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов.

  • Прозрачность и возросшая объективность оценивания.

  • Способствует систематической работе студентов.

  • Снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии.

  • Оперативный контроль знаний.

  • Улучшение посещаемости занятий, укрепление дисциплины.

  • Организация регулярной обратной связи, что позволяет своевременно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не во время сессии.

  • Обеспечение дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них.

Недостатки рейтинговой технологии:

  • Существенная потеря баллов в результате болезни, или других пропусков по уважительной причине.

  • Увеличение объема трудоемкости контроля.

  • Отсутствие у студентов навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низкий уровень ответственности и самодисциплины.

По результатам работы по этой технологии, уже замечены положительные изменения.

Качество обучения (по промежуточному рейтингу) в каждой группе повысился. Если при пятибалльной системе обучения среднее качество обучения было – менее 50%, то при балльно-рейтинговой технологии – свыше 60%. Процент выполнения внеаудиторных самостоятельных работ вырос в 2,5 раза (еще не 100% результат, но свыше 80%).

Студенты на любом этапе обучения легко узнают свой рейтинг – (просматривают его в электронном виде), и по возможности или желанию, улучшают его в зависимости от своих потребностей в той или иной оценке.

То есть этот метод позволяет полностью обучаемым быть самим в ответе за свою оценку, если ребенок знает, что ему больше «3» не надо (или он не способен изучить материал большего объема), то он может выполнять работы на средний балл. С самого начала изучения предмета обучающиеся знают весь курс, который они будут изучать (все требования, предъявляемые к ним), и они могут распределить свои силы по мере возможностей (знаний, полученных ранее, более легкой темы и т.п.).

Единственный минус этой системы, увиденный мной после внедрения балльно-рейтинговой технологии оценивания, это то, что, достигнув баллов на соответствующую оценку, они прекращают попытки улучшить свои знания. Но баллы распределены так, что для получения даже оценки «3» нужно изучить курс полностью, так что пробелов в знаниях по какой-то теме у них не будет (но будут знания где-то лучше, где-то хуже). У многих растет внешняя мотивация к учебе, достигая которую – у них пропадает интерес к дальнейшему получению знаний. Лишь 15% обучающихся, выясняя, что они могут получить высшую оценку, улучшают свои знания и пытаются заработать больше баллов.

Цель балльно-рейтинговой технологии - создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Основные задачи рейтинговой системы:

  •  стимулирование интенсивности и регулярности самостоятельной работы, обучающихся по освоению образовательной программы.

  • повышение мотивации обучающихся к освоению образовательной программы посредством дифференциации показателей качества текущей учебной работы и систематического контроля знаний.

  • объективное оценивание знаний, умений и навыков обучающихся с целью совершенствования учебных планов, программ и методик преподавания учебных дисциплин.

  • повышение объективности принятия решений о поощрении (наказании) обучающихся по результатам учебной работы.

 

Список литературы:

1. Левченко Т.А. Проблемы и перспективы использования балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов высших учебных заведений // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9 – С. 55-56

2.  Мамонтова М. Ю. Рейтинговая оценка качества результатов обучения: выбор модели // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 91-98.

 3. Алисова Е.А., Шишкина Т.В,Куренко О.В. Статья "Зачетно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения"

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN