Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-эстетической деятельности учащихся

Дата публикации: 2019-03-17 01:11:46
Статью разместил(а):
Феоктистова Карлыгаш Анатольевна

Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-эстетической и творческой деятельности учащихся

Lesson of fine arts as a form organization of artistic and aesthetic creative activity of students

Автор: Феоктистова Карлыгаш Анатольевна 

МОУ "СОШ", с. Подлесное Марксовского р-на, Россия 

e-mail: mxkfeo2008@yandex.ru 

Feoktistova Karlygash Anatolevna

Middle School, Podlesnoe, Marx district, Russia

e-mail: mxkfeo2008@yandex.ru

Аннотация: В работе рассматривается структура урока изобразительного искусства. Рассматриваются разные варианты проектирования урока изобразительного искусства. Приведен анализ урока в 5 классе.

Abstract: The paper deals with the structure of the lesson of fine arts. Different variants of designing a lesson of fine arts are considered. The analysis of the lesson in the 5th grade is given.

 

Ключевые слова: урок, структура, искусство. 

Keywords: lesson, structure, art

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Урок изобразительного искусства имеет свои особенности структуры.

Так называемая традиционная структура урока как форма организации учебной работы представлена Н.Н. Ростовцевым: «Структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного, подведение итогов». [4]

Другое мнение поэтому же вопросу высказывает Б.М. Неменский: «Мы твердо уверены, что добиться подъема уровня художественной культуры всего народа возможно лишь через общеобразовательную школу, через обязательные, так же как физика или математика, уроки искусства. Но уроки, построенные по-иному. Прочтение педагогом каждого урока может быть личностным».[3] Первый подход-традиционный. Урок изо. искусства рассматривается как урок рисования, а не как урок искусства. Подход Неменского рассматривает урок как драматургическое произведение. Второй подход более отвечает требованиям ФГОС ООО.

Выбор компонентов урока зависит от типа обучения. Представители «традиционного подхода к обучению» делают упор на «внешние» стороны звеньев обучения, ориентируя деятельность на репродуктивные формы передачи содержания образования. «Педагогика двукрыла: одно крыло — рационально-логическое мышление, другое — эмоционально-образное. Соответственно этим формам мышления, ни одна из которых не ниже, не выше (хотя, несомненно, эмоционально-образное возникло раньше), существуют и две неидентичные формы познания...— пишет Б. М. Неменский, [3]  обосновывая суть своей теории.

Представители проблемного обучения ориентируют структуру обучения на звенья творческого процесса — их создание и проявление в деятельности учащихся.

Звеньями обучения при этом, например, являются:

1) постановка проблемы и осознание познавательных задач;

2) возникновение гипотезы решения задачи в результате различных форм работы учащихся;

3) закрепление и совершенствование знаний и привитие умений и навыков;

4) применение знаний и оценка их, выявлений умственного развития.

В структуре урока изобразительного искусства с позиции концепции художественного образования Б. Неменского отображаются элементы театрального действия. В нем всегда есть завязка, кульминация, эпилог. Два педагога— два разных театра, хотя тема пьесы — урока, тема модуля (триместра) и года едина для всех. Задача таких уроков не столько дать информацию (даже очень интересную) о жизни и творчестве художника, сколько вызвать интерес к этому у учащихся, потребность дальнейшего «общения» с героями его произведений, выражения собственного понимания и отношения к большому искусству.

Таким образом, на вопрос: «Что такое драматургия урока?» и зачем она нужна, можно ответить следующим образом: это эффективный урок, урок, на котором учтено состояния учеников, ситуация в классе, установлен контакт с детьми, на котором поведение учителя располагает их к сотрудничеству. В книге Рыловой Л.Б. [5] все это называется – срежиссировать урок. Это урок - спланированный и проведенный таким образом, что он приведет к личностному росту, пониманию сложного, непривычного, уверенности в своих силах.

Попробую проанализировать урок в 5 классе с точки зрения проектирования:

Содержание элементов урока

Актуализация прошлого художественно-педагогического опыта учителя и учащихся Что было? О чем? 

«Замысел» задачи урока О чем будет урок? 

Познакомить обучающихся с историей промысла Хохломы;

Формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи;

Способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства. 

Поисковая деятельность учителя по наполнению содержания урока. Что необходимо сделать.

«Жанр», «сюжет» — структура урока Каким будет урок? Сегодня придя на работу, около нашего кабинета, я обнаружила посылку. На ней было написано: «Художникам – умельцам».

Давайте вместе с вами откроем посылку и посмотрим, что там находится.

Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся на нашу школьную выставку и посмотрим, есть ли изделия похожие на эту ложку. (На выставке нет хохломской росписи)

Держа ложку в руке и показывая на ней узор, учитель читает стихотворение про хохлому.

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».

Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.

3. Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)

Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?

Почему она вам понравилась?

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?

Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)

Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.

Значит, кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей.

Возникла она и развивалась в Нижегородском Заволжье, где обработка древесины издавна достигла высокого художественного уровня. Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. Родоначальниками, которой были иконописцы и мастера рукописной книги.

3. Техника исполнения хохломской росписи.

Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим, как, же изготавливали эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)

Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».

Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите

Какие основные цвета используются в росписи?

Какой орнамент присутствует в росписи?

Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- свет, солнце; зеленый – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной».

Тренировочное упражнение.

Ребята, на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная). Выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» - изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» - выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента. 

Художественно-педагогическая «критика» урока. Анализ, оценка, самооценка урока Как оценить процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, их взаимодействие в сюжете урока? (Обдумывание предварительной оценки). По каким критериям?

Вот наши полоски-закладки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые.

Для учителя 

1. Насколько воплощен замысел урока? выполнены его задачи? 

2. Какова выразительность исполнения: 

а) эмоциональность, образность передачи материала; 

б) техника и выразительность речи; 

в) мастерство управления собой, внешним видом; 

г) содержание и логика исполнения сюжета, уровень «режиссуры» урока? 

3. Насколько эффективно строилась обратная связь на уроке: взаимодействие «главного режиссера» — учителя и «актеров»-учащихся? 

4. Какова актуальность урока: связь его содержания с жизнью, окружающей средой, личностью ребенка? 

5. Что и почему не получилось на уроке (у меня и у детей)?

6. Что получилось наиболее удачно и почему? (у меня и у детей)? 

7. О чем я (учитель) поделюсь с коллегами по содержанию и организации урока? 

8. Над чем еще необходимо поработать? 

Для  учащихся 

- Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?

- Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.

На столе у вас лежат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.

Как мне кажется, в предложенном Рыловой Л.Б. варианте проектирования урока изобразительного искусства предполагается дальнейшая рефлексия. Учащийся не «делает» домашнее задание, а продолжает переживать событие под названием УРОК.

 

Список использованной литературы:

1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2012.

3. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М., 1981.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М., 1998.

5. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. — Ижевск, Изд-во Удм. ун-та, 1992.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN