Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Роль преподавателя в формировании личности музыканта

Дата публикации: 2018-11-15 19:55:39
Статью разместил(а):
Сафронова Валентина Петровна

Роль преподавателя в формировании личности музыканта

The role of the teacher in the formation of the musician's personality

 

Автор: Сафронова Валентина Петровна

Преподаватель ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств, г. Краснотурьинск, Свердловская область, Россия

E-mail:safronovavp@mail.ru 

Safronova Valentina Petrovna

Lecturer at COLLEDGE WITH "Krasnotur College of arts», Krasnoturinsk, Sverdlovsk region, Russia

E-mail:safronovavp@mail.ru 

 

Аннотация: Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека и тем самым служит одним из важнейших средств формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов людей. Никакое другое искусство не вторгается с такой мощной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке.  Воздействуя на человека, она с особой силой пробуждает в нем все хорошее, делает его   духовно чище. Центральной фигурой в процессе обучения является педагог. От его мастерства и умения зависит судьба ученика.

Аnnotation: Each of the types of art can affect a certain aspect of the spiritual condition of man. Music is an art that has the greatest power of emotional impact on a person and thus serves as one of the most important means of forming people's ideological beliefs, moral and aesthetic ideals. No other art invades the emotional world of a person with such a powerful force as it is accessible to music. Affecting the person it is with special force awakens there all good, makes it spiritually cleaner. The Central figure in the learning process is the teacher. From his skill and ability depends on the fate of the student.

Ключевые слова: эмоциональное воздействие музыки, формирование нравственных и эстетических идеалов, педагог – центральная фигура в процессе обучения музыканта, успех.

Key words: emotional impact of music, formation of moral and aesthetic ideals, the teacher-the Central figure in the process of training of the musician, success.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО. 

 

В воспитании любого ребенка, наряду с родителями, принимают участие преподаватели. С ними ребенок сталкивается в школе. Ну, а если дети занимаются помимо общеобразовательной школы еще в музыкальной или художественной, то преподавателей, обучающих и воспитывающих их, становится гораздо больше. Роль каждого преподавателя в приобретении учеником знаний определена точно. Но, кроме этого, каждый преподаватель, обучая еще и воспитывает его. Роль преподавателя – музыканта в воспитании личности музыканта является, пожалуй, одной из главных.

Ученик, придя в музыкальную школу, пока не видит себя профессиональным музыкантом. Так же и музыкальная школа не ставит своей задачей подготовку каждого ученика к профессиональной деятельности. Ее задача – воспитание широкого круга музыкантов – любителей, слушателей и ценителей музыкального искусства. А уже потом происходит выявление наиболее способных учеников и подготовка их для дальнейшего музыкального образования в средних, а потом и в высших музыкальных учебных заведениях.

Музыкальное училище, колледж является средним звеном в этой цепочке. Эти учебные заведения имеют профессиональный профиль. Их задача готовить исполнителей и преподавателей музыкальных школ. Следующее звено это консерватории, готовящие исполнителей высшей квалификации, солистов и ансамблистов, а также преподавателей музыкальных училищ.

Меняется жизнь, меняются требования к образованию. В данное время одной из насущных проблем является недостаточно развитая самостоятельность учеников, на это и следует обращать внимание. Важно заботиться о воспитании в нем мыслящего музыканта, творчески относящегося к вопросам искусства. Но этим не следует ограничиваться. Дать как можно больше практических навыков: научить читать с листа, музицировать в ансамбле, уметь аккомпанировать солисту, иметь навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением, а если речь идет о студенте среднего или высшего учебного заведения, то познакомить с методикой преподавания.

Обучение фортепианной игре сложный и многогранный процесс. Он включает не только воспитание пианиста – исполнителя, но и обще музыкальное развитие ученика. Дошкольный (начальный) период имеет важное значение в успешности дальнейшего обучения, который, в большой степени, зависит от наличия у ребенка желания и интереса к занятиям. Понравившуюся мелодию ему хочется запомнить и воспроизвести на инструменте.  Таким образом, музыкальные данные получают главный стимул для развития. В сою очередь, музыкальные данные способствуют обогащению непосредственных музыкальных впечатлений, а следовательно, возрастанию и расширению интереса к музыке. Этот взаимодействующий процесс представляет собой “спираль” непринужденного и естественного развития музыкальности ребенка. Учитывая это, преподавателю необходимо в работе использовать яркие и образные мелодии и ритмы народной музыки, а также пьесы близкие детям по музыкальным образам и настроениям.

В первую очередь следует разбудить воображение, создать настроение, заинтересовать понятными и яркими образами.  Научить понимать и ощущать музыку различного характера – веселую, грустную, торжественную, танцевальную и т. д. Так можно создать условия для естественной концентрации внимания ученика и появления у него “слуховой наблюдательности”. При таком подходе рост и совершенствование музыкальных данных (слух, ритм, память) тесным образом увязываются с повышением общей музыкальности ребенка. Последовательное проведение этих принципов в дальнейшем обучении может оказать влияние на формирование непосредственности, цельности и содержательности исполнения. А также на приемы и способы технического развития ученика.

Совсем другая картина возникает там, где в основе музыкального развития ученика лежит тренировка элементов музыкальных данных на отдельных звуках или комбинациях их, не увязанных в цельную и яркую мелодию или мотив. В этом случае музыкальные данные развиваются изолированно, вне связи с музыкальными впечатлениями и эмоциями. При таком подходе можно добиться больших результатов в точности интонирования, ритма, а также в развитии памяти. В процессе таких занятий удается выявить у ребенка и концентрацию внимания, и интерес. Недостает одного – эмоционального воздействия и переживания музыки. Возможно, и в дальнейшем оно не появится.

Эмоциональное переживание у ребенка появляется как результат непосредственного воздействия цельной мелодии, как первая реакция на услышанное. Воспитанный по такому принципу ребенок приучается мыслить отдельными элементами, не увязанными в гармоничное целое. В результате интерес к музыке гаснет без эмоционального воздействия. Для начала обучения игре на инструменте ребенок должен “созреть”. Преждевременное начало вредно, как и искусственное “натаскивание” музыкальных данных. Обе проблемы могут привести к потере интереса к музыкальным занятиям. 

Ну, а если ребенок готов начать заниматься на инструменте, то сразу же появляется масса новых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, ключи, счет, паузы и т.д. Но среди всего множества задач важно не упустить главную – сохранить любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям. И главным в этом является личность педагога и его контакт с учеником. Ведь на достаточно длительный период времени преподаватель становится для ученика самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека.

В процессе обучения педагог передает ученику частицу самого себя. Поэтому, чем значительнее масштаб личности преподавателя, тем более положительное влияние он сможет оказать на формирование личности своего воспитанника. Масштаб личности преподавателя определяется его включенностью в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями, навыками, мерой такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к преподавателю приходит любовь к предмету, который он преподает. Любимый преподаватель передает ученику содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.

Немаловажным фактором в воспитании музыканта является воспитание честолюбия, без него не может быть исполнителя. Надо уметь настраивать ученика на успех, чтобы добиться более мотивированной и продуктивной работы. Но это не является самым главным. Важно чтобы ученик научился ценить искусство за то прекрасное, что оно дает людям, за радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто серьезно занимается.

Важно, чтобы подрастающий музыкант как можно больше получал ярких художественных впечатлений, т.е. слушать произведения в возможно лучшем исполнении, ходить на концерты. Не упускать любую возможность послушать и поразмышлять над услышанным произведением.

Педагог на должен быть эмоционально скован. Когда речь заходит о раскрытии красоты музыкального произведения, исполняемого учеником. Можно от души сказать: «Как это прекрасно! Как чудесно звучит эта модуляция, эта новая тональная окраска! Вслушайся в нее, почувствуй и сыграй так, чтобы и другие могли ею насладиться!». Искренняя, непосредственная реакция педагога на красоту звучания изучаемого произведения способна оказать очень сильное воздействие на пробуждение эстетического чувства ученика. Формируя хороший художественный вкус ученика, педагог не только эмоционально реагирует на прекрасное в искусстве, но и стремится объяснить в чем его красота. Эстетические оценки в подобных случаях надо уметь подкреплять рассмотрением выразительных средств, используемых автором.

Эстетическое воспитание дает наибольший результат, если преподаватель ведет его разносторонне. Возможно сопоставление музыки и литературы, музыки и скульптуры, живописи. Все это поможет глубже понять прекрасное в музыке. Лист говорил, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена.

Очень многое для развития эстетических чувств может дать природа, общение с ней. Это обостряет ощущение красоты, создает запас впечатлений от общения с прекрасным в окружающей нас жизни. Игумнов в беседе о воспитании пианиста отводил этому вопросу значительное место. Он рассказывал, как в нем проснулось что-то новое, когда он впервые увидел море, и как это помогло ему лучше понять многие музыкальные сочинения.

Педагогу важно вовлечь ученика в сферу подлинного искусства, научить отличать хорошее от подделки. Пробуждение глубокого длительного интереса к музыке, точной мотивации – задача сложная и важная. Уже одним этим можно повысить работоспособность, добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля. Повышение интереса к занятиям музыкой благотворно влияет на художественную сторону исполнения произведения, оно становится более осмысленным, выразительным, ярким. Если преподаватель сам “загорается” от соприкосновения с искусством, то это создает при работе над произведением подлинно художественную атмосферу, увлекает ученика.

Пробуждению интереса к музыке способствует посещение концертов, опер, балетов, просмотр биографических фильмов о композиторе, рассказ преподавателя и прочтение книг об авторе и об исполняемом произведении. Развитие любви к музыке тесно связано с усилением интереса к занятиям вообще, а не только к урокам, проводимым преподавателем, а также и к работе за инструментом.

Необходимость с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного, упорного труда, что совершенство в исполнении рождается только в процессе длительной и упорной работы, накладывает отпечаток на занятия. Добиваясь этого, педагог должен заботиться об увлекательности процесса обучения, об увлеченности ученика занятиями. Можно выполнять работу, к которой нет расположения только потому, что это необходимо. Но насколько лучше будет усваиваться все новое, если к нему чувствуешь влечение.  Преподавателю необходимо приучать ученика увлекаться тем делом, которое он выполняет. «Самое воспитание, - писал К. Д. Ушинский – если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Одной из важных задач педагога – пианиста является воспитание в учениках любви к работе за инструментом, интереса к самому процессу упражнений за инструментом, к “ремеслу” исполнителя. Педагог должен владеть различными средствами и приемами для достижения поставленных целей. Это и развитие интереса к занятиям музыкой вообще, и умение убедить собственным показом, к каким художественным результатам приведет хорошо проделанная работа дома, и поощрение за успешное выполнение работы.  Очень важно на уроке показать ученику, что значит по-настоящему работать над преодолением трудностей, и тем самым вовлечь его в процесс пианистической работы.  Труд должен быть не только радостным, но и умным – вот что ученик должен понять на уроке!  «Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях» - говорил И. П. Павлов.

Успех в работе педагога во многом зависит от умения найти индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого необходимо узнать об ученике как можно больше: чем интересуется, с кем дружит, чем занимается в свободное время. Нельзя судить об ученике по первоначальному впечатлению, тем более руководствоваться им в занятиях. В детстве и в подростковом возрасте человеку свойственно меняться достаточно быстро, и на протяжении небольшого промежутка времени его личные качества могут стать иными.

В каждой индивидуальности есть положительные и отрицательные качества. Нельзя концентрировать внимание на отрицательном, тем более стараться их исправить. Гораздо важнее уделить внимание положительным качествам, ценному, что есть в ученике. Может произойти так, что исчезнет отрицательное, но и положительное пропадет. Важно “нащупать” лучшую струнку в ученике, найти то, что ценно и при помощи этого звена вытянуть всю цепь хорошего и ценного, что есть в этом ученике. Конечно, нельзя забывать о недостатках и систематически работать над их устранением, но делать это незаметно, обходными путями, делая упор на развитие хорошего.

Встречаются разные ученики, среди них и неорганизованные. Они в работе небрежны, неаккуратны в выполнении обязанностей. Неорганизованность зачастую объясняется отсутствием стойкого интереса к занятиям музыкой и отсутствием воли. Очень часто такие ученики думают, что вот потом, когда-то, они обязательно сделают все то, что сегодня не сделали. Такие ученики, плохо выполнив задание, боятся, что преподаватель будет сердиться и вовсе не приходят на урок. С такими учениками работать сложно, но тем не менее, следует обратить внимание на развитие у них интереса к музыке, к изучаемому произведению. Сначала найти то, что им интересно, а потом постепенно пойти к более сложному. Параллельно следует воспитывать волю, чувство ответственности, настойчивость в работе над преодолением трудностей.

Иногда успешному развитию вредит чрезмерная застенчивость и стеснительность. Это вызывает эмоциональную скованность, боязнь раскрыться во время исполнения музыки. Эта неуверенность, если ее не преодолеть в молодости, будет мешать человеку всю жизнь и не даст возможности проявить в полной мере природные данные. С такими учениками следует работать так, чтобы занятия приносили им массу удовлетворения и совсем немного разочарования. Дать возможность почувствовать собственный рост, успехи – вот главное в занятиях с застенчивыми учениками. Малейшая удача - повод для поощрения. Умение хвалить за самостоятельные творческие поиски, соблюдая осторожность, чтобы предупредить срыв, задача для преподавателя не простая, но необходимая. Важно таким ученикам давать возможность выступать в концертах, играть в ансамбле с другими учениками, как можно чаще общаться с коллективом.

Некоторым ученикам не хватает инициативы. Им очень важно услышать, как должно звучать изучаемое произведение. Таким ученикам важно давать систематически проявлять свою самостоятельность.

Чем более одарен ученик, тем чаще приходиться сталкиваться с ярким и неожиданным проявлением его индивидуальности. Настоящие таланты встречаются редко, поэтому воспитание их требует особого внимания и терпения. Важный фактор их   развития — это создание условий для движения вперед, не сдерживая программными требованиями. Талантливым ученикам, с ярко выраженным исполнительскими данными должны быть представлены возможности много и систематически заниматься за инструментом. Надо помнить, что в юные годы формируются основы настоящего исполнительского мастерства, что упущенное в этот период потом уже нельзя наверстать.

Педагог, воспитавший в ученике пытливость мысли, дает ему верный ключ к самостоятельной творческой работе. Успеху самостоятельной работы способствует самоконтроль. Педагог учит ученика не только слушать свое исполнение, но и контролировать себя в процессе работы там, где скорее всего могут возникнуть ошибки и погрешности.  Следует знакомить ученика с типичными случаями появления тех или иных ошибок, предостерегать от их появления. Важно осознание типичности этих ошибок и установление контроля над их появлением в домашней работе. В этой работе важен метод планомерного осуществления музыкального воспитания, а не попутные замечания от случая к случаю. Развитие индивидуально – направленного типа самоконтроля должно быть предметом заботы ученика, а помогать ему в этом должен преподаватель.  Для воспитания самостоятельности ученику важно самому, без помощи преподавателя, время от времени выучивать произведение и проигрывать его перед друзьями или родственниками.

Совместное переживание музыки, т.е. сопереживание, наиважнейший контакт между преподавателем и учеником, этот музыкальный контакт может способствовать появлению инициативы у ученика. Возможно, появится желание самому сыграть, исполнить, по-своему донести настроение и смысл музыки. Это пробуждение инициативы является первым успехом в педагогической работе и главным критерием подхода к ученику. Важно не диктовать что и как делать, а как бы заново открывать новое, включая ученика в активную работу.

Не следует фальшивить с учеником, разговаривать и работать следует на равных, иначе можно оттолкнуть ученика. Такой тон может быть оскорбителен для него. И совсем не следует вести разговор в приказном порядке, добиваясь беспрекословного подчинения. При таком подходе можно добиться только скованности и страха, боязни сделать не то и не так. Атмосфера урока, правильно выбранный тон - главные критерии успеха в обучении и творчестве.

Для любого преподавателя не должно быть раз и навсегда выбранных и ко всем одинаково применяемых догм. Шаблона быть не должно. Система, включающая основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой, а методика, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. Чем опытнее педагог, тем больше путей он видит для различных индивидуальностей. Многие преподаватели считают, чтобы воспитать музыканта, надо, прежде всего воспитать человека. К ним относился Ф. Лист.

Профессор Московской консерватории С. Е. Фейнберг говорил, что качество пианиста определяется следующим сочетанием: первое – человек, второе – художник, третье – музыкант, четвертое – пианист. «Но, к сожалению, в реальной жизни эта теза часто оборачивается обратной стороной: пианист – музыкант – художник – человек», - отмечал Г. Г. Нейгауз.

Для преподавателя ученик – это не средство решения своих личных амбиций, а огромная ценность сама по себе. Поэтому для него главным объектом работы является не столько музыкальное произведение, сколько личность ученика и проблему ее развития. Взаимное уважение и принятие друг друга – это основа успеха.

 

Список литературы:

1.     Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.1974.

2.     Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М. 2004. -  с.496.

3.     Корто А. О фортепианном искусстве. М.1965. -  с.87.

4.     Мусин И. (1995) Уроки жизни. СПб. 1995. - с.7.

5.     Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Лань. СПб. 2015. – с.256.

6.     Петрушин В. Музыкальная психология. Академический проект.2009. -с.400

7.     Тимакин Е. Воспитание пианиста.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN