Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование у учащихся способности к эмпатии средствами урока литературы

Дата публикации: 2023-09-14 23:30:21
Статью разместил(а):
Есина Ирина Николаевна

Формирование у учащихся способности к эмпатии средствами урока литературы

Formation of students' ability to empathy by means of a literature lesson

 

Автор: Есина Ирина Николаевна

ОГБОУ «Лицей № 9», Белгород, Россия

e-mail: ir_esina@mail.ru

Esina Irina Nikolaevna

Lyceym 9, Belgorod, Russia

e-mail: ir_esina@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются методические способы и приемы формирования у учащихся способности к эмпатии в ходе обсуждения рассказа Бориса Екимова «Некому посидеть со старухой». Описаны этапы урока внеклассного чтения, приведены тексты обобщающих бесед учителя, показаны используемые элементы педагогических технологий. Воздействие содержания рассказа на чувства и эмоции детей, анализ эпизодов, работа с лексикой по эмпатии, нестандартный подход к оформлению рабочих записей помогут подвести подростков к осознанию важности сопереживания, понимания, сочувствия в жизни.

Abstract: The article discusses methodological methods and techniques forming students' ability to empathise during the discussion of Boris Ekimov's story "There is no one to sit with an old woman". The stages of the extracurricular reading lesson are described, the texts of the teacher's generalizing conversations are given, the elements of pedagogical technologies used are shown. The impact of the content of the story on the feelings and emotions of children, the analysis of episodes, work with the vocabulary of empathy, a non-standard approach to the design of work records will help bring teenagers to realize the importance of empathy, understanding, empathy in life.

Ключевые слова: учащиеся подросткового возраста, урок литературы, художественное произведение, характер героя, эмпатия личности.

Keywords: teenage students, literature lesson, artwork, character of the hero, empathy of the individual.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Термин «эмпатия» в психологическом словаре трактуется как «осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека». Соответственно, «эмпат» - это человек с развитой способностью к сочувствию, пониманию чужих переживаний.

Учитель литературы формирует нравственные ценности на каждом своем уроке. Без этого преподавать предмет невозможно. Не менее важно средствами учебной деятельности учить детей всему, что положительно влияет на характер, мотивы поступков, взаимоотношения с ровесниками и старшим поколением. Эмпатия личности в школе - предмет для диагностики и коррекции с помощью специальных методик психолога. Не меньшее положительное воздействие способно оказать построенное учителем обсуждение прочитанного художественного произведения.

Рассмотрим, как можно реализовать воспитательный компонент при изучении рассказа Бориса Екимова «Некому посидеть со старухой». Произведение изучалось на уроке внеклассного чтения в 6 классе. Герой рассказа из обычного мальчишки становится подростком, умеющим чувствовать чужую боль. Сначала он пожалел заболевшего цыпленка, потом понял, как нуждается в жалости и понимании «баба Мотя», ставшая ненужной взрослым.

На этапе актуализации темы урока учитель проводит беседу: 

- Любите ли вы читать произведения о своих ровесниках?

- Что вас в них привлекает? (Интересно узнавать о жизни других детей, о жизни детей в другое время, содержание этих произведений близко, учеников интересуют отношения между взрослыми и детьми, взаимоотношения в среде подростков, показанные в книгах о ровесниках.)

Выдается карточка-информатор, по которой совместно работают двое учащихся.

На этапе проверки домашнего задания учитель напоминает, что было необходимо внимательно прочитать произведение, выполнить задания. Затем задает вопрос, какие нравственные задачи на урок ставят перед собой шестиклассники? (Самопроверка, оценка своего характера на основе прочитанного и осмысленного; собственного соответствия типу хорошего, достойного человека)

После этого проверяется знание содержания и композиции рассказа по вопросам:

1. Где жили герои рассказа? (В поселке, стоявшем на реке)

2. Сколько частей в рассказе? (2)

3. У скольких героев рассказа есть имена? (Петька, баба Мотя, мать - Николаевна)

4. Как мать определяла, что цыпленок заболел? Напишите авторское слово. («Раскрылатился»)

6. Как герой возил цыпленка на реку? ( В коробке, на шее)

7. Где мальчик любил рыбачить? (На барже)

8. Допишите предложение. «Ему хорошо здесь было. Тепло и покойно ... И птенец, казалось, желто светил, точно...» (малое солнышко) Если не запомнили, укажите художественное средство, использованное автором. (Сравнение)

9. Как баба Мотя называла односельчан? (Люду много, а некому посидеть со старухой)

10. Как обратилась старая женщина к мальчику? (Молодой человек)

11. Расплакался ли мальчик в конце рассказа? (нет)

В ходе коллективного обсуждения ответов учащиеся проводят самопроверку написанного и прослушивают подготовленный ответ по карточке-информатору.

Карточка-информатор выдается в двух экземплярах, выполняется двумя учениками, затем один выполняет пересказ, другой озвучивает выполненное задание.

1. Прочитайте и перескажите информацию.

Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в Сибири, в городе Игарка Красноярского края. Вскоре семья, оставшись без отца, перебралась в город Калач-на-Дону. Древняя донская земля стала родной для писателя, о ней с бережным вниманием написал он во многих своих рассказах.

... Степь, перемежаемая полями, лесополосами, ковыльной и разнотравной целиной, пологими балками с лазоревым цветом по весне, - отсюда берет свое начало великолепная по живости изображения проза Б. Екимова. Даже язык ее напитан терпкостью донского казачьего говорка. Нет-нет да и подвернется в рассказе писателя словцо, которого, кажется, нигде, кроме Дона, не услышишь.

2. Перечитайте отрывки из рассказа и выделите в них слова, о которых сказано в информационной части.

... Пока хозяин в воду лазил, охолонуться, построили птенцу базок, настоящий. Половину репьевыми листьями прикрыли, для тени, другую открытой оставили, на солнышке греться.

... Иногда, мимоходом, Петька снисходительно глядел на суматошливую цыплячью колготу. (Ученики называют слова «охолонуться», «базок», «колгота».)

3. Постарайтесь определить значение этих слов, проверьте себя, где возможно, по словарю. (Баз - скотный двор, крытый или некрытый, при доме или за селением - В.И. Даль)

Учитель активизирует класс, включает его в работу:

1. Известны ли были вам эти слова до знакомства с рассказом? Как вы думаете, какую роль играют они в произведении? (Учащиеся отмечают, что просторечные и диалектные слова передают атмосферу жизни людей в донском поселке, раскрывают их простоту, искренность, незамысловатость.)

Далее следует обобщение учителя (на доске размещены фотографии донских пейзажей):

Посмотрите, в каких красивых местах живет писатель. Их нельзя не любить, о них нельзя не писать. Действительно, слова из обихода донского казачества, из речевого обихода сельских жителей выдают авторскую любовь к родной земле, одновременно передают сельский колорит, делают рассказ реальным. Стародавние традиции - и в речи бабушки Моти - об этом уже было сказано - мать она называет уважительно Николаевна, к мальчику обращается уважительно «молодой человек», односельчан именует «людом». В конце рассказа вспоминает о далеких временах. В то же время выделенные слова способствуют созданию атмосферы простоты и доверительности, искренности, в которой хочется размышлять над его произведениями. Так небольшой фрагмент анализа языка писателя помог понять его мир.

На этапе анализа идейного содержания рассказа учитель подчеркивает, что перед читателями герой рассказа - простой мальчишка из поселка, его жизнь мало чем отличается от жизни деревенских сверстников. Он купается в речке, удит рыбу, помогает по хозяйству. Задает вопросы:

- Дает ли автор портретное описание Петьки? Почему? Он чем-то выделяется среди своих друзей? (Нет, оно не нужно: он такой, как все.)

- Каким вы его себе представляете? (Вихрастый, загорелый, в веснушках, быстрый, подвижный, ловкий)

- При каких обстоятельствах герой обращает внимание на цыпленка, которого отсадила мать? (ждал товарища, без дела зашел на кухню, это третий заболевший цыпленок, мальчик пожалел его, «ему здесь скучно»)

- Как случилось, что герой взял цыпленка на речку? (Было кинулся на кухню, чтобы коробку с цыпленком назад на окно поставить, когда приехал товарищ, но заметил насмешливый взгляд матери - «и возьму!» В схему вносится слово «наперекор».

- Когда герой поступает по-своему, не как все мальчишки, проявляет характер? (Чтение учителем или ребенком фрагмента диалога:

- Чего это?

- Цыпленок.

- Мать, что ль, заставила?...

- Кошке его отдай, скажешь: сдох ...

- Погнали.).

Вывод: герой делает выбор. В схему включается слово «выбор» (первый!)

Как продолжалась дружба с цыпленком? (Игры, в которых Петька прятался или убегал от цыпленка, тот тревожился, искал, находил и успокаивался.) В схеме слова «дружба с цыпленком».

Учитель зачитывает отрывок со слов: «С утра цыпленок жил бодро ...» до слов: «Зарой, - скучно сказал Петька». Обсуждаются с учениками вопросы:

Почему мальчишка так реагирует? Вы его осуждаете или оправдываете? В вашей жизни бывали такие ситуации? (Он реалист, принимает свершившийся факт, не хочет показать своей слабости.) В схеме запись: «не нужен мертвый».

Какую смысловую нагрузку несет вторая часть рассказа?

Далее начинается главная часть рассказа - кульминация, хотя по объему, по расположению она поначалу (при первом прочтении) такой не казалась.

Учитель продолжает беседу:

Что говорит автор о бабе Моте в начале ее появления? («Была баба Мотя очень старой и потихоньку из ума выживала»)

Дает ли автор ее полный портрет? Почему? (Автор дает детали: темный платок, длинное синее платье, шаткая походка, сухие плети рук, потому что словом «старость» уже все сказано, это очень емкое слово)

Какой вы представляете себе старушку? Попробуйте создать ее словесный портрет (обращение к иллюстрациям-фотографиям старушек, данным на доске)

Продолжите предложение: Старость - это ... (морщины, натруженные руки, груз лет, воспоминания ...).

Как взрослые относятся к бабе Моте? («надоела», мать находит причину для отказа: стирать надо)

Вспомните, от какого слова образовалось слово «оскорбить»? Если забыли, посмотрите в Читательском дневнике. (Принести скорбь.) Чем в рассказе окружающие оскорбляют бабушку? (равнодушием) Почему ни у одного из односельчан не названы имена? (Они одинаково серы и неотзывчивы)

Прочитайте выразительно отрывок со слов: «А Петька глядел ей вслед ...» до конца произведения. Постарайтесь передать авторское чувство.

Обратите внимание, больной беспомощный цыпленок похож на человека, старая немощная женщина напоминает об умершем цыпленке. Почему? (автору одинаково дороги и жалки и один, и другой)

Как бы вы назвали этот последний шаг героя? Запись в схеме: «щемящая боль», главный выбор.

В заключительной части анализа произведения обсуждаются главные вопросы урока, завершается заполнение логической схемы в Читательском дневнике.

Изменился ли герой к концу рассказа? Как вы думаете, какое значение имела в его жизни эта история? (Он повзрослел, после истории с цыпленком стал лучше понимать людей не таких, как он, старших, через понимание научился жалеть, любить их, жертвовать ради других своим удобством, свободным временем. Так происходит становление характера, мальчишка приобретает нравственный опыт.) В схеме появляется запись: жалость-боль.

После этого диалога следует чтение учителем стихотворения «Любовь» из Читательского дневника.

О какой любви говорится в стихотворении, как оно связано с рассказом? (Любовь всепрощающая, бескорыстная, милосердная, примиряющая, простая и скромная)

Какие еще произведения, в которых поднимается проблема гуманного отношения ко всему живому, вы читали? Проверка домашнего задания № 2 из Читательского дневника, выполнение второй части этого задания, добавление в схему слов «ДОБРО. ДУША, БЕСКОРЫСТИЕ».

Проверка задания №1 из Читательского дневника (учащиеся зачитывают подобранные слова).

Как эти слова помогут вам понять самих себя, что-то изменить в своих взглядах? (научиться со-переживать).

Над чем вы задумались после обсуждения рассказа? Есть ли в ваших семьях пожилые люди?

Учитель: Л.Н. Толстой писал: «Человеку свойственно стремиться к увеличению. Это может быть увеличение количества рублей, картин, лошадей, увеличение чинов, мускулов, знаний, а увеличение одно только нужно: увеличение доброты».

Как вы думаете, каким человеком вырастет герой? (Духовно сильным и мудрым, это одна из черт русского национального характера)

Какие «итоги красочных примеров» имеет в виду автор стихотворения? Можно ли назвать произведения Бориса Екимова, известные вам, «красочными примерами»?

Проза Бориса Екимова относится к числу «деревенской». Какой бы вы назвали ее? (воспитывающей, поучительной, нравственной)

На этапе рефлексии: 

Какой бы знак препинания вы поставили в конце сегодняшнего урока? (Один из вариантов ответов: многоточие - тему следует продолжить)

Домашнее задание:

1. Написать отзыв или придумать продолжение рассказа.

2. Сформулировать тему сегодняшнего урока (Варианты, предложенные учениками: «От жалости к щемящей боли», «Главный выбор», «Молодой ЧЕЛОВЕК»).

Построенный таким образом урок литературы позволяет формировать эстетическое отношение к литературному произведению, позитивное отношение к окружающим, сочувствие, милосердие.

 

Список литературы:

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2008.- 867 с.

2. Екимов Б.П. Рассказы. М: Сретенский монастырь, 2023. 352 с.

3. Еремина Т.А. Мастерские по литературе. Санкт-Петербург: Паритет, 2014.- 253 с.

4. Добротина И.Н. Читательская грамотность школьника. М.: Вентана-Граф, 2018.- 143 с.

5. Шапошникова В.В. Методическое пособие по литературному анализу в школе. М.: Московский лицей, 2020. 230 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN