Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Дата публикации: 2023-05-18 09:43:01
Статью разместил(а):
Свирид Нила Васильевна

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Individual style of pedagogical activity

 

Автор: Свирид Нила Васильевна

ГБОУ "Школа № 471", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: nilasvirid@mail.ru

Svirid Nila Vasilevna

School № 471, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: nilasvirid@mail.ru

 

Аннотация: В предлагаемой статье рассматривается проблема реализации индивидуального стиля деятельности учителя в учебном процессе. Продуктивность работы педагога с детьми зависит от степени гармонизации его индивидуальных особенностей интеллектуального, эмоционального и других свойств с характером решаемых педагогических задач.

The presented article deals with the problem of implementing the individual style of the teacher's activity in the educational process. The productivity of a teacher's work with children depends on the degree of harmonization of his individual characteristics of intellectual, emotional and other properties with the nature of the pedagogical tasks being solved.

Ключевые слова: взаимодействие с подростком, индивидуальный стиль, задача учителя.

Interaction with a teenager, individual style, teacher's task.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление молодого педагога в аспекте педагогической деятельности происходит труднее и сложнее, чем он предполагает. Этому способствует затянутый процесс адаптации друг к другу, неоднородный коллектив класса связанный с недостатком воспитания. Мало кто из детей правильно воспитан дома. Некоторые из них — домашние любимицы, которых воспитывали поверхностно. Им позволяли делать то, что они хотели, они ни в чем не чувствовали ответственности, и теперь им недостает настойчивости, упорства и самопожертвования. Другие дети воспитывались в рамках запретов. Деспотическое ограничение и грубость развили в них упрямство и открытое неповиновение. У некоторых из них не сложилась положительная модель взаимоотношений, в стенах дома окружает страх и агрессия. Задача учителя в первую очередь компенсировать не сложившиеся отношения в семье. От этого зависит их безопасность. 

Кроме того, педагогу необходимо учитывать, что его взаимодействие с подростком зависит от многих факторов; обеспечивается реализацией ряда принципов гармонии мира, окружающего человека, которая, в свою очередь, зависит от физиологических психологофизиологических знаний, философской концепции восприятия мира, социологии, этики, биоэтики и других.

Рефлексия на предмет взаимодействия с учащимися, на предмет изменения эмоционального фона урока, системы взаимодействий и отношений друг к другу, системы сенсорики ребенка, системы индивидуализации деятельности каждой ученицы, права личности на индивидуальные не разрушающие гармонию поведенческие проявления способствовало разработке матрицы индивидуального стиля педагогической деятельности.  

Матрица индивидуального стиля педагогической деятельности - это целостное представление о среде, о классе, о взаимоотношении в социуме. Это целостное представление об ученике. Человек, у которого свои проблемы, свои взгляды, свои определённые психологические особенности, поведенческие модели, специфические поведенческие реакции на воздействие окружающей среды. Ответить на все сомнения, вопросы, которые у него возникают, он не может. Поэтому, индивидуальный стиль педагогической деятельности и включает в себя следующие функции:

Учитель-организатор. Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли школьника по пути познания. 

Учитель-организатор структурирует учебный процесс на основе программы, ФГОС, подбирает учебный материал. Задача учителя – организатора создать условия для включения школьницы в процесс творчества и найти методы, соответствующие его психофизиологическим особенностям, методы, способствующие формированию позитивного мышления ученицы, раскрытию её креативности. Включение в урок вопросов, связанных со здоровым образом жизни и здоровьем ­ высшая ценность учителя-организатора. Умение подчеркнуть вопросы, касающиеся здоровья является одним из показателей его педагогического мастерства. На уроке технологии особое внимание уделяется:

• формированию знаний о здоровье, о факторах благоприятно воздействующих на здоровье, о значении здоровья для успешной учебной деятельности, потребности заботиться о своем здоровье;

• обучению самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья;

• знаниям взаимосвязи компонентов здоровья, принципов здорового образа жизни, представлению об ответственности человека за свое здоровье;

• умению осуществлять самонаблюдение за своим здоровьем;

• владению знаниями об основном рациональном питании;

• знаниям о негативном влиянии на здоровье вредных привычек (пьянства, курения, наркомании, токсикации).

При организации урока так же необходимо учитывать и настроение детей. Если ребята приходят на урок с «нежеланием» работать, не расположенные к восприятию информации в силу каких-либо причин, в такой ситуации меняю стратегию работы с учащимися. Для создания благоприятной среды и безопасности ребят стараюсь успокоить, поднять настроение, снизить эмоциональное напряжение в классе. Тогда учебный процесс уходит на второй план, а на первом плане – психологический комфорт учеников и класса.

При взаимодействии в системе учитель-ученик необходимо учитывать так же индивидуальные особенности детей, которые взаимосвязаны с типологическими особенностями нервной системы.

Портрет холерика – возбудимый, импульсивный, энергичный, решительный, целеустремлённый, общительный. Холерик не устаёт от бесчисленных разговоров, наоборот, эмоции и отношения окружающих заряжают его энергией. Холерик очень быстро и легко адаптируется к новым условиям, переключается с одной задачи на другую.

Портрет сангвиника – искренний, открытый, разговорчивый, оптимист, жизнелюбивый, готов к компромиссам, умеет приспосабливаться. Как и для холериков, наиболее весомым для сангвиников является «человеческий фактор».

Портрет флегматика – замкнутый, сдержанный, молчаливый, медлителен, конфликтный, упрямый, целеустремлённый, настойчивый. Требовать от него быстрых решений и действий – недопустимо. Это биологическое свойство, а не лень, рассеянность или ещё что-нибудь в таком роде.

Портрет меланхолика – робкий, застенчивый, неуверенный в себе, быстро устаёт, романтичный, тревожный, ранимый. В работе с такими детьми необходимо как можно чаще хвалить, поощрять и поддерживать его. Меланхолик нуждается в этом больше всего, чем кто-либо ещё.

Необходимо учитывать так же, что сангвиника и холерика легко увлечь интересным объяснением материала, но у холерика могут наблюдаться спады активности, отстранение от обучения на занятии. Флегматики и меланхолики в большей степени погружены во внутренний мир, их очень тяжело вывести на контакт. Как результат – медленно «схватывают» информацию. К таким детям я уделяю больше времени, стараюсь поддержать ласковым, добрым словом.

Учитель воспитатель-коммуникатор. В основе эффективных взаимоотношений между учителем и учеником лежит доверие, умение мотивировать и указать нужное направление, и, конечно, взаимное уважение, «доминанта на лицо другого». По мере взросления школьников учитель становится, скорее, другом и «заслуженным собеседником». Если авторитет учителя силен, ученики идут к нему за советом и рекомендациями по поводу своего будущего. На учителях лежит ответственность по воспитанию будущих граждан, и они должны не только обучить предмету, но и дать детям шанс на светлое, полное удивительных событий, будущее, и воспитать в них именно те моральные качества, которые пригодятся им в жизни.

Основная задача учителя-коммуникатора объединить детей и родителей в интересах ребёнка, в поддержке, в его успехах. Взаимодействие с родителями осуществляется в большей мере во внеурочной деятельности при выполнении творческих проектных заданий. Это способствует не только развитию творческих способностей учащихся, но и формированию положительного взаимодействия детей с родителями, позволяют создать дома творческую атмосферу и, как следствие, исключить глобальные семейные конфликты. В таких ситуациях ребёнок чувствует поддержку, он понимает, что главная ценность для своих родителей это он. У них налаживаются отношения, они внимательны друг к другу, родители видят все достоинства своего ребёнка, только в таком случае искореняются те риски, которые могут перерасти в недостатки, даже очень серьёзные.

Таким образом, привлекая на свою сторону родителей, показываю им особенности их детей. Обучая тем самым детей, как нужно общаться с будущими своими детьми. Потому что не рождается хорошая мама, если у неё нет некой модели поведения в семье.

Учитель-идеалист. Идеалист ­ своеобразный «подгонщик» реалий жизни под свои представления о них. Иными словами, идеализм – это восприятие не того, что «есть», а того, что «должно быть». Сейчас много говорят об учете человеческого фактора. Именно этот фактор должен присутствует в педагогической работе. Очень часто бывает так: все хорошо  и конспект урока интересен, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не идет. В таком случаи, учителю необходимо изменить восприятие не того, что «должно быть», а того, что «есть». Подстроится на восприятие школьниц и изменить на то что «должно быть».

Учитель-синтезатор. В образовательном процессе урока технологии учитель синтезирует и обобщает полученные знания из курсов математики, физики, биологии. И определяет их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Учитель-просветитель отличается принципиальностью соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несёт ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Учитель-предметник углубляет или расширяет знания учащихся по предмету, анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины, формирует умения и навыки самостоятельной работы учащихся, стимулирует познавательную активность и учебную мотивацию. Должен учитывать в своей работе индивидуальные особенности учащихся, возрастную и социальную психологию, входить в класс всегда с улыбкой и шуткой.

Учитель нового качества постоянно рефлектирует свою педагогическую деятельность, в процессе чего возникает новая стратегия, новая функция учителя в работе с детьми. Целостное объединение всех функций учителя в системе матрицы индивидуального стиля педагогической деятельности ­ это безопасные условия пребывания, обучения ученика в школе. Которые направленные на укрепление и сохранение физического, психического и биоэтического здоровья школьников, воспитание культуры здоровья. Воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества. 

Обучение с учётом матрицы индивидуального стиля деятельности учителя включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию личности. Развитие потребности отличать здоровый образ жизни от нездорового, что в дальнейшем помогает ученикам сохранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей. 

 

Список литературы:

1. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию. Образование. ­ 2002. ­ № 5.

2. Лукина Н.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии. 2012. ­ №2.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. ­ М.: АРКТИ, 2003.

4. Татарникова Л.Г.  Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. ­­­­- СПб.: СПбАППО, 2010. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN