Развитие общей выносливости у девочек 15-17 лет на уроках физической культуры
Развитие общей выносливости у девочек 15-17 лет на уроках физической культуры с применением фитнесс-технологии
Development of general endurance in girls aged 15-17 at physical education lessons using fitness technology
Авторы:
Адонин Александр Александрович
ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия
E-mail: a.adonin073@yandex.ru
Adonin Alexander Alexandrovich
Lyceum № 9, Belgorod, Russia
E-mail: a.adonin073@yandex.ru
Чернышов Дмитрий Андреевич
ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия
E-mail: dmitrij.chernyshov.1998@inbox.ru
Chernyshov Dmitry Andreevich
Lyceum № 9, Belgorod, Russia
E-mail: dmitrij.chernyshov.1998@inbox.ru
Аннотация: В данной статье описывается содержание занятия с применением фитнесс-технологий на уроках физической культуры, представлены результаты научного исследования эффективности применения фитнес-технологий на развитие общей выносливости у девочек 12-13 лет.
Annotation. This article briefly describes the content of classes with the use of fitness technologies in physical education lessons, and presents the results of a scientific study of the effectiveness of the use of fitness technologies for the development of general endurance in girls 12-13 years old.
Ключевые слова: выносливость, девочки 15-17 лет, уроки физической культуры, фитнесс-технологии.
Keywords: endurance, fitness, girls aged 15-17, physical education lessons, fitness technology.
Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.
Одна из основных задач учителя – научить школьника самостоятельно организовывать свой режим и сохранять здоровье. Фитнесс является современным инструментом поддержания двигательной активности и для многих неотъемлемой частью жизни. Фитнесс-технологии - это способ организации, сбалансированной по материальным, информационным и кадровым ресурсам, индустрии. Заинтересованность в фитнессе и его направлениях не случайна. Это обуславливается доступностью независимо от пола, возраста.
Применяя образовательные технологии можно добиться изменения динамики в совершенствовании многих спортивных качеств, не теряя при этом интереса ребят к обучению.
Целью научно-исследовательской работы было: разработать и выявить эффективность комплекса упражнений, направленного на развитие общей выносливости у девочек 15-17 лет на занятиях физической культурой с применением фитнесс-технологий.
Объект исследования: девочки 15-17 лет, занимающиеся физической культурой с применением фитнес-технологий. Предмет исследования: урок физической культурой с применением фитнесс-технологий. В исследовании принимало участие 16 школьниц 15-17 лет.
Для формирования групп было проведено тестирование до начала эксперимента. В экспериментальной группе применялись занятия с элементами фитнесса. В контрольной группе занятия проводились по школьной программе. Уроки физической культуры проводились 3 раза в неделю по расписанию учебных занятий, продолжительность занятия 45 минут. В уроки экспериментальной группы были включены комплексы фитнесс-упражнений, различных направлений: aerobic, step, interval, использовалось музыкальное сопровождение с темпом 132-136 bpm для регулирования темпа и ритма движений, а также создания положительного эмоционального фона занятия. Соблюдалась трехчастная структура урока.
В подготовительной части урока в экспериментальной группе прикладные гимнастические упражнения в ходьбе и беге и общеразвивающие упражнения были заменены на специальный комплекс упражнений аэробной направленности, выполняющихся под музыкальное сопровождение, включающий в себя базовые шаги аэробики в сочетании с различными движениями руками.
Продолжительность разминки составляла 20% от общего времени урока – до 15 минут. Основная часть урока в контрольной и экспериментальной группах включала материал по разделам учебной программы. В конце основной части девочки экспериментальной группы выполняли комплексы упражнений из различных фитнес - направлений. Комплексы были разучены заранее, выполнялись на протяжении 7-10 мин, с контролем пульсовой зоны.
В заключительной части выполнялись упражнения на гибкости, в контрольной группе учащиеся выполняли привычные упражнения общеразвивающего характера в статическом режиме. В экспериментальной группе применялись специально подобранные комплексы упражнений низкой интенсивности с музыкальным сопровождением из различных фитнесс-систем: stretching, pilates, yoga, mfr.
Упражнения, выполняемые экспериментальной группой I.
Подготовительная часть урока – 12-15 мин.
Способ организации занимающихся – перестроение на месте, фронтальный, поточный.
1. Аэробика (комплекс упражнений аэробной направленности, включающий базовые шаги и их модификации, выполняемых под музыкальное сопровождение, темпом 128-132 bpm) - steptouch (приставной шаг в сторону); - openstep (перенос веса тела с ноги на ногу в широкой стойке); - grapewine (скрестный шаг в сторону); - V-step (шаг вперед, ноги врозь); - toetouch (шаг в сторону, касание носком пола); - heeltouch( шаг в сторону, касание пяткой пола); - shosse, mambo (приставной шаг в сторону, шаг скрестно назад-вперед); - kneeup( шаг в сторону с высоким подниманием противоположного колена); - curlleg (шаг в сторону с захлестом противоположной голени) и др.
Основная часть – 30 минут. В основной части урока используются общепринятые методики реализации школьной программы, выполняется ранее ученый комплекс упражнений аэробной направленности различных фитнес - систем. Aerobic. Grape wine (R), curl leg (L) Shosse (L), mambo (R) V-step(R), 2Kneeup (L), тоже с левой ноги Комбинация на 32 счета. Step. Basic step, cross (R) Knee up, twist, lift side (R), тоже с левой ноги. Комбинация на 32 счета. Каждый комплекс упражнений выполняется от 4 до 8 повторений под различную музыку и с добавлением движений рук.
Заключительная часть урока – 5 минут. Выполняются упражнения под медленную музыку 100-110 bpm с направленностью на развитие гибкости и восстановление длины мышц, снижение накопления продуктов распада после физической нагрузки, а также восстановление пульса и дыхательного ритма до уровня, приближенного к исходному. Методика стретчинга заключается в удержании определенного положения/позы 30 и более секунд. - наклон вперед; 24 - выпад правой/левой, руки вверх; - упор лежа, прогнувшись; - «замок» руками за спиной; - сгибание ноги назад, с захватом голени и др.
После проведения эксперимента было организованно итоговое тестирование уровня развития выносливости у девочек 12-13 лет и сравнение показателей. По окончании педагогического эксперимента, полученные результаты при оценке развития общей выносливости на дистанции 1000 метров и 6- минутного бега у учениц были обработаны методом математической статистики. Результаты являются достоверными, что говорит об эффективности предложенной методики и ее можно применять в практике физической культуры.
Литература:
1. Горелик В.В. Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы / В.В. Горелик // Вестник ОГУ. – 2010. – №6(112). – С. 69-73.
2. Кузнецов А. Анатомия фитнеса / А. Кузнецов – М. Феникс 2008 – с. 224.
3. Мякинченко, Е.Б. Селуянов В.Н. «Оздоровительная тренировка» – М. СпортАкадемПресс 2001 – с.68.
4. Панчук Р.В. Методика составления оздоровительных фитнесс-программ. Омск, 2003. - с. 114-115. 19.