Проектная и исследовательская деятельность: практики индивидуальной работы
Проектная и исследовательская деятельность: практики индивидуальной работы
Project and research activities: practices of individual work
Автор: Федотова Людмила Васильевна
ОГБОУ «Краснояружская СОШ», Белгородская область, Россия
E-mail: Luda615233@mail.ru
Fedotova Lyudmila Vasilevna
Krasnoyaruzhskaya secondary school, Belgorod region, Russia
E-mail: Luda615233@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается организация проектная и исследовательская деятельность учащихся основной школы.
Abstract: This article deals with the organization of project and research activities of primary school students.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, учащиеся школы.
Keywords: project activity, research activity, school students.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка исследования, определение необходимых ресурсов.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
В исследовательскую деятельность следует включать максимально возможное число учащихся. При этом приемам исследовательской деятельности следует специально обучать юного исследователя. Приобщать к методам научного познания. Среди методов научного познания, наиболее часто используемых в ученической научно-исследовательской деятельности, различают методы получения нового знания и методы его организации.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Выпускники основной школы должны продемонстрировать умение выполнить и защитить индивидуальную проектно-исследовательскую работу. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность.
Выпускник школы должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере (требования Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС).
Рассматривается один из способов решения этой проблемы – словами американского детского писателя Ллойд Чадли Александер: «Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ».
Исследование – деятельность, связанная с поиском решения проблемы. Исследовательская деятельность учащихся – вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на решение познавательных проблем, связанной с получением нового знания или продукта деятельности.
Принципиальное отличие исследования от проектирования: исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Деятельность ученика заключается в реализации научного способа познания на предметном материале различных областей знаний. От юного исследователя требуется знание и выполнение ряда процедур, характерных для процесса получения нового знания, а именно:
Деятельность ученика:
• Распознавание и четкое формулирование проблемы.
• Собирает данные при наблюдении, работает с литературой.
• Намечает план действий.
• Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.
• Проверка гипотезы.
• Оформляет результаты деятельности.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Деятельность педагога:
• Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения.
• Управляет развитием умений практически использовать полученные знания.
• Обучает приемам подготовки презентации различных типов.
• Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности.
При добросовестной самостоятельной работе ученику удается значительно увеличить объем изучаемого материала.
Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Не бойтесь делать ошибки. Помните: ошибок не совершают те, кто ничего не делают.
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность ученику поучаствовать в различных всероссийских конкурсах.
Всероссийские конкурсы доступны для всех: для детей и родителей, для воспитателей и педагогов, для дошкольников, школьников и студентов, для людей различных профессий. Любой желающий, проявив свои знания, талант и смекалку может принять участие в конкурсе.
В нашей школе многие учителя со своими учащимися являются активными участниками всероссийских конкурсов. Некоторые учащиеся уже многократно принимают участие во всероссийских конкурсах и с большим желанием и нетерпением ждут следующего участия в конкурсе. Также родители с большим желанием хотят, чтобы их дети принимали участие в различных конкурсах.
Конкурсов очень много:
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ».
Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ».
Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ».
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ "МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ" (в котором непосредственно я принимала участие со своей ученицей и в дальнейшем планирую поучаствовать и других конкурсах (возраст участников с 7 до 14 лет)).
Многие дети очень активны, внимательны и многим интересуются. Тема для проекта может быть любой возникший вопрос у учащегося или учителя. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:
1 этап: Проблема. Поиск способов и методов решения.
2 этап: План. Прогнозирование результатов и последствий.
3 Этап: Реализация проекта. Поэтапная оценка.
4 этап: Результат – продукт. Презентация.
Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Также на конкурсах представлены культурно-методические программы.
Я учитель биологии и технологии. Тема проекта, в котором приняла участия была связанная с технологией. Тема: Изготовление и использование многоразовых бахил, и их сравнение с одноразовыми бахилами
Содержание проекта:
Введение (необходимо обозначить проблему, которую решает проект - обосновать актуальность выбранной темы, определить цель работы, определить задачи, подлежащие решению в процессе написания работы.
1. История появления бахил.
2. Практическая часть (в практической части проводится эксперимент, в котором ведутся расчеты, пошив, проводится эксперимент на прочность изделия и делаются соответствующие выводы)
3.Заключение (в заключение нужно подробно описать все действия, которые были совершены для достижения целей)
4. Литература и инетернет-источники.
Ребенок, участвуя в конкурсах, оказывается в среде себе равных. Он стремиться соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед. Не секрет, что участие в конкурсах помогает ребенку расширять свой кругозор. Ребенок самостоятельно может выбрать тему проекта, поставить цели и задачи. Также достичь хороших результатов и сделать соответствующие выводы. Детям очень нравиться участвовать в подобных конкурсах.