Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры

Дата публикации: 2022-11-08 20:54:05
Статью разместил(а):
Радченко Алена Андреевна

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры

Application of information and communication technologies in physical education lessons

 

 

Автор: Радченко Алёна Андреевна

МОУ «Илек-Пеньковская СОШ», Краснояружский район, Белгородская область, Россия

E-mail: aradchencko@yandex.ru 

Radchenko Alyona Andreevna

Ilek-Penkovskaya Secondary School, Krasnoyaruzhsky District, Belgorod Oblast, Russia

E-mail: aradchencko@yandex.ru 

 

Аннотация: Специфика каждого предмета своя, но общий принцип, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому  современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий.

Abstract: The specificity of each subject is different, but the general principle is to create conditions for the practical mastery of knowledge. Applying this principle to the lesson of physical education, it can be noted that the task of the teacher is to choose such teaching methods that would allow each student to show his activity, his creativity, activate motor and cognitive activity. Therefore, the modern lesson of physical education significantly benefits from the use of new information technologies.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, уроки физической культуры.

Keywords: information and communication technologies, physical education lessons.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Современный этап образования диктует новые условия работы.  Многие столетия процесс передачи знаний и опыта  происходил с помощью личного общения.  Со временем основной объем знаний мы стали получать из книг. Однако книга не всегда заменяет диалог и дает возможности наглядно представить, увидеть и понять написанное в ней. Сейчас век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование  информационно-коммуникационных технологий в школе - процесс объективный и вполне закономерный.

Соединение образования с информационно-коммуникационными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств, среди которых - активизация аналитической деятельности обучаемых.

Одним из приоритетных направлений работы школ, в которых мы работаем, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. 

Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях мы свели текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. Учитель должен работать так, чтобы обучение не причиняло  вреда здоровью. Важная роль при этом отводится  здоровьесберегающим  технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школ   уроки физической культуры, секции по разным видам спорта, а также подвижные игры.

Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что  современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. 

По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по разным видам спорта.  Это может быть бросок баскетбольного мяча, прием волейбольного мяча, финиширование  в легкой атлетике и др. Обучение двигательному действию эффективно начинать с демонстрации показа техники изучаемого элемента.  Эта цель реализуется через использование различных презентаций.  Просмотр школьниками техники двигательных действий, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления.  А применение цветового эффекта позволяет воссоздать реальную технику движений, способствует более быстрому усвоению учебного материала.

На уроках физической культуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта. Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера во время показа слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища. Как результат - возможен разбор ошибок и нарушений правил игры. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:

· абсолютная доступность при любой физической подготовленности;  

· заинтересованность учащихся в изучении техники приемов;   

· применение этих знаний и умений в жизни.

Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее. 

Эффективность процесса обучения зависит от частоты использования информационно-коммуникационных технологий. Это обусловлено тем, что ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если они используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним.

Оптимальная частота и длительность применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности школьников. Правильнее использовать информационно-коммуникационных технологий в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.

В ходе всего курса физической культуры можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.

· I этап - визуальный - предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание целостного двигательного действия из элементов. Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

· II этап - технический - предполагает использование видеоаппаратуры для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку подетально. У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и Персональным Компьютером, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.

· III этап - аналитический - старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий, у них формируется адекватная самооценка.

Применение информационно-коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока.

При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс. С помощью видеозаписи, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, выявляет ошибки и самостоятельно устраняет их, что делает урок более содержательным и увлекательным. 

На стадии закрепления с помощью компьютера, учитель может вести индивидуальный учет знаний учащихся, что  способствует дальнейшей коррекции умений и навыков.   

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность совершенствования двигательного действия включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

· используется индивидуальный подход; 

· учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися;

· упражнения дифференцируются по степени трудности;

· повышается объективность оценивания, фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Формами контроля являются: самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.

В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия, из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.

Одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по физическому воспитанию является олимпиада по предмету «Физическая культура». Основной особенностью олимпиады является тесная связь с учебным материалом  школьной программы  и одновременная проверка качества его освоения школьниками в жестких условиях конкурсных испытаний. Поэтому в настоящее время возрастает роль  использования ИКТ при подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура».

Количество технических новинок и программных разработок постоянно растет. Знания и опыт учителя регулярно дополняются. На уроках для решения своих задач, учитель может использовать различные виды компьютерных программ, электронные ресурсы учебного назначения:

· информационно-справочный материал: для доступа к необходимой образовательной информации с помощью интернета.

· программы-тренажеры: они формируют и закрепляют умения и навыки, а также применяются для самоподготовки учащихся. Эти  программы используются, когда теоретический материал уже усвоен.

· учебные программы: используются  в основном для объяснения нового материала.            

· демонстрационные программы: для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий. Демонстрационные программы помогают учителю наглядно показать в статике то или иное исходное положение, так как бывает неудобно и показывать на себе, и рассказывать одновременно. Наглядные пособия помогают ученикам лучше ориентироваться.

· контролирующие программы: для контроля уровня знаний и умений. Эти программы  представляют собой разнообразные проверочные задания в тестовой форме. Используются в качестве индивидуального подхода, фиксируют  детальную картину успехов и ошибок учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке физической культуры позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний учеников.  Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения.

Методически оправданное использование компьютерных технологий в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, создает благоприятный психологический климат на уроках, формирует у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN