Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Возможности предмета математики в реализации метапредметного подхода

Дата публикации: 2022-10-02 09:21:58
Статью разместил(а):
Хорошавина Ирина Юрьевна

Возможности предмета математики в реализации метапредметного подхода

The possibilities of the subject of mathematics in the implementation of the meta-subject approach

 

Автор: Хорошавина Ирина Юрьевна

 МБОУ "Лицей имени А.Г. Баженова", г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия

e-mail: svsinsss@mail.ru

Khoroshavina Irina Yurievna

Lyceum named after A.G. Bazhenov, Chernogorsk, Republic of Khakassia, Russia

 e-mail: svsinsss@mail.ru

 

Аннотация: Уроки математики закладывают фундамент знаний для других предметов, осваиваются темы по предмету совместно с другими, дополняя представление об окружающем мире, занятия по математике развивают способность алгоритмического мышления, поиска информации, её анализа, синтеза и сравнения.

Abstract: mathematics lessons lay the foundation of knowledge for other subjects, topics on the subject are mastered together with others, complementing the idea of the surrounding world, mathematics classes develop the ability of algorithmic thinking, information search, analysis, synthesis and comparison. 

Ключевые слова: математика, метапредметность, информационные технологии, способы и методы обработки информации.

Keywords: mathematics, meta-subject, information technology, methods and methods of information processing.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Метапредметные уроки – особые уроки, которые предполагают активное взаимодействие учителей разных предметов и особый взгляд на предмет.

Педагогу мало быть заключенным только в рамки одной предметной области быть «погруженным в «свой» предмет», необходимо, зная все особенности своего предмета, учитывать основные направления развития и возможности проникновения его в другие предметные области.

Любой учитель-предметник должен сочетать в себе полипредметные или метапредметные знания (компетенции). Но на учителя математики ложиться основная ответственность. Согласно новому содержанию образования ФГОС ООО разработан метапредметный тип интеграции, который должен отражать предметные результаты изучения:

1. В области «Общественно-научные предметы»: овладение основными навыками нахождения, использования, структурирование и поиска информации, методов её обработки, способов решения задачи.

2. В области «Математика и информатика»:

- формирование математической, информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; алгоритмическое решение задач по действиям;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

3. В области «Технология»: развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.

Задача учителя - помочь новой личности адаптироваться в столь объемном потоке информации, овладеть основными инструментами, позволяющими ей реализовать себя в различных предметных областях. Поставленная задача открывает широкие возможности в реализации и развитии метапредметного подхода в изучении информатики и математики с другими предметами.

Роль учителя заключается в том, чтобы обучить подрастающее поколение возможностям метапредметности, показать всю широту и глубину проникновения математики в другие предметные области.

Применение интегрированного подхода в обучении математики наиболее широко дает возможность реализации принципа метапедметности в информатике и добиться от учеников не только глубоко понимания предмета, но и, умения применять полученные и закрепленные знания на практике при изучении других предметов.

Учащиеся осознают, что получаемые знания из различных предметных областей тесно взаимосвязаны, переплетаясь между собой, формируют целостную картину мира.

Уроки — это универсальное связующее звено, позволяющее «объединить» практически все школьные дисциплины. Интегрированный подход даёт возможность ученику, успешно занимающемуся в рамках любой другой учебной дисциплины применить свои навыки, например в проектной или любой другой деятельности, реализуя принципа метапредметности.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс. Существуют разные формы работы на уроке с применением ИКТ. Но в своей практике я применяю:

- уроки с использованием презентации;

- виртуальные экскурсии;

- составление видеороликов, монтаж по темам математики, физики.

Уроки, составленные в виде презентаций в PowerPoint, являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов.

В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии: Большая советская энциклопедия, Детская энциклопедия о животных, Большая детская энциклопедия, Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также цифровые и электронные образовательные ресурсы.

Заранее планирую тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение урока. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. В работе использую свой сайт для просмотра презентаций, видеороликов, составленных детьми, поиск ошибок в объяснении темы детьми.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечивает наглядность;

- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: экскурсии позволяют повышать научность обучения; экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы; с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; не покидая здания школы можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны.

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала.

В 5 классе проводится факультатив по освоению свойств фигур, составлению презентаций, данные знания учащиеся могут применять при подготовке к урокам в 6 классе, составляя классификацию фигур, используя предметный материал.

В прошлом году в 6 классах использованы комплексы уроков формирующих функциональную грамотность обучающихся, при таком обучении учащиеся овладевают не только дополнительными знаниями, но и учатся строить график своего обучения, привыкают быть самостоятельными, учатся строить общение с учителем-наставником в электронном виде.

Занятия внеурочной деятельности по математике можно организовать в виде творческих мастерских, в которых учащиеся занимаются проектной деятельностью. Это поможет им при дальнейшей работе и подготовке к научно-практическим конференциям.

 

Список литературы:

1. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников : Новые практики формирования и оценивания : Учеб но-методическое пособие / Под общей ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 160 с. 

2. Даутова О.Б.  Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Новые практики формирования и оценивания. Учебно-методическое пособие. ФГОС. М.: Педагогика, 2019-112с. 

3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др./Под ред. Теляковского С.А. Учебник Алгебра 7. М.: Просвещение. 2021.321с. 

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN