Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Специфика преподавания философии в системе среднего профессионального образования

Дата публикации: 2022-04-21 01:10:55
Статью разместил(а):
Шведова Ксения Евгеньевна

Специфика преподавания философии в системе среднего профессионального образования

The specifics of teaching philosophy in the system of secondary vocational education

 

Автор: Шведова Ксения Евгеньевна

ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж», Новосибирск, Россия

e-mail: shvedova@211.ru 

Shvedova Ksenia Evgenievna

Novosibirsk College of Trade and Economics, Novosibirsk, Russia

e-mail: shvedova@211.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается положение дисциплины «Основы философии» в системе среднего профессионального образования, а также значение и важность философии. Поднимается вопрос о необходимости формирования у студентов логического мышления, навыков рассуждения и творческого подхода к решению вопросов. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели СПО, поднимается вопрос о дефиците философских знаний у школьников.

Annotation: The article discusses the position of the discipline "Fundamentals of Philosophy" in the system of secondary vocational education, as well as the significance and importance of the philosophical. The question is raised about the need to develop students' logical thinking, reasoning skills and a creative approach to solving problems. The difficulties faced by teachers of secondary vocational education are analyzed, the question of the lack of philosophical knowledge among schoolchildren is raised.

Ключевые слова: философия, преподавание философии в средней профессиональном образовании, логическое мышление.

Keywords: philosophy, teaching philosophy in secondary vocational education, logical thinking.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Современные работодатели предъявляют высокие требования к специалисту, который должен владеть не только профессиональными знаниями, но и навыками самообразования.

Уровень образованности специалиста определяется способностью самостоятельно решать задачи и проблемы различного уровня сложности на основе имеющихся знаний, т.е. внимание акцентируется на способности применения полученных знаний и навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим государственный образовательный стандарт в перечне требований к результатам освоения программ подготовки специалиста называет не только профессиональные, но и общие компетенции (ОК).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Таким образом, нельзя отрицать тот факт, что современный профессионал должен обладать социально-культурными мировоззренческими ценностями, должен уметь оценивать сложившуюся ситуацию и увязывать задачи профессионального роста с требованиями современности.

Дисциплина «основы философии» играет особую роль в формировании широкой общей культуры будущего специалиста. Компетенции, которые формирует дисциплина, позволяют студенту критически мыслить, воспринимать, оперировать и анализировать информацию, представленную в абстрактной форме.

Компетенции, формируемые при освоении дисциплины «Основы философии»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Преподаватели философии очень часто сталкиваются с небрежным отношением к предмету «Основы философии» ввиду небольшого числа аудиторного времени (48 часов), сложностью в понимании студентами данной дисциплины.

Студенты испытывают следующие сложности:

1. Слабые и фрагментарные знания из курса основного общего и среднего общего обществознания, на которые не выделяется достаточного количества учебного времени:

А) ОГЭ, 9 класс [4]: 

2.1 Сфера духовной культуры и её особенности. 

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Б) ЕГЭ, 11 класс [5]: 

1.2. Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение.

1.4. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина.

1.6. Потребности и интересы. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения.

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

2. Несформированность логического мышления. Студент не умеет строить цепочку логических рассуждений, а повторяет за преподавателем последовательность заученных действий.

3. У студентов отсутствует навык работы со сложными философскими текстами. Главная задача преподавателя – подобрать посильный и понятный текст для анализа, чтобы студенты в ходе его изучения могли проявлять сформировать самостоятельное мышление.

4. Изменение восприятия и мышления под влиянием современной массовой культуры и электронных средств визуальной презентации.

Т.Ю. Казарина заявляет о том, что «визуальное мышление отрывочно, фрагментарно, нецелостно, то есть не имеет своей истории существования. Его интенсивное развитие приводит к неспособности, а в некотором смысле и к нежеланию человека участвовать в длинном хитросплетении мыслей, в конструировании сюжета по поводу восприятия визуального образа. Все это не формирует у человека аналитическое мышление» [3].  

Предмет «Основы философии» формирует у студента целостный взгляд на мир. Окружающий мир многогранен, любое событие связано с обществом, сложившейся среды, историческими событиями. Студент должен научиться анализировать и излагать аргументированное мнение.

В обществе сложилось мнение, что философия – неважный предмет среди других дисциплин. Философия – это опыт, накопленный предками. Учреждения среднего профессионального образования, как один из важнейших компонентов образовательной системы, могут оказать глубокое влияние на процесс формирования мышления и развитие мыслительных способностей обучающихся [1].

При изучении философии студенты получают новые знания, расширяющие их кругозор и формируют новые навыки: учатся рассуждать и творчески подходить к решению вопросов, учатся общаться с людьми и аргументировать точку зрения, принимать решения и брать на себя ответственность- soft skills (гибкие навыки). Эти умения очень актуальны в XXI веке. 

Философия - очень многогранная наука, которая помогает сформировать и сформулировать индивидуальный взгляд на жизнь и проблемы мира. Но для этого необходимо обладать широким кругозором и быть открытым для новых идей.

Марта Крэйвен Нуссбаум, американский философ, еще в 1998 г. на ХХ Всемирном философском конгрессе, заметила: «… философия должна не учить запоминанию фактов, а развивать способности рассуждать и ставить вопросы. Смысл же философских занятий состоит в том, чтобы человек научился думать сам и следовал своему разуму, а не обращался бы по каждому вопросу к авторитетам. Отсюда задача философии – учить общению, диалогу, чтобы человек стремился не к самоутверждению, а к поиску истины. Это в свою очередь предполагает, что все люди заслуживают быть выслушанными» [2]. 

 

Список литературы: 

1. Антонюк А.В., Антонюк Л.В. Особенности преподавания философии в системе среднего профессионального образования //  PEDAGOGICAL SCIENCES / «Colloquium-journal» № 7(59), 2020.

2. Вопросы философии. № 5 – М.: «Наука», 1999. - С. 43.

3. Казарина Т. Ю. Современная культура в визуальном пространстве // Вестник КемГУКИ: сб. статей.- Кемерово, 2015. - С. 46.

4. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по обществознанию - М.: ФИПИ, 2022.

5. Кустарева Ж.В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов высших образовательных учреждений в процессе применения педагогических технологий // Международный студенческий научный вестник– 2018. – №6.- C.7.

6. Павлюц К. Как учить философию в колледже // Мел, М.: 2017.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

8. Шеина И.М. Гуманитарное образование в современном обществе. // Международный открытый электронный журнал. Образование в России.  

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN