Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Моделирование, как средство обучения решению текстовых задач учащимися

Дата публикации: 2018-10-29 22:49:43
Статью разместил(а):
Токарева Татьяна Викторовна

Моделирование как средство обучения решению текстовых задач учащихся 5 классов

Modeling as a means of learning to solve text problems of students of 5 classes

 

Автор: Токарева Татьяна Викторовна

ГУО «Лужеснянская базовая школа Витебского района», Витебск, Беларусь

E-mail: tatovit@mail.ru

Tokareva Tatiana Viktorovna

SEE "Luzhesnyansky basic school district in Vitebsk", Vitebsk, Belarus

E-mail: tatovit@mail.ru

Аннотация: Создание модели для развития умений учащихся 5-х классов решать текстовые задачи.

Abstract: Creating a model for the development of skills of students of 5 classes to solve text problems.

Ключевые слова: модель,  тестовые задачи, 5 класс.

Keyword: model, word problems, grade 5.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО,СПО.

 

Обучение математике в учреждениях общего среднего образования ставит задачи: формирование ключевых компетенций, в рамках которых необходимо проводить вычисления, включая округление и оценку результатов действий; решать различные уравнения, неравенства и их  системы; использовать для подсчетов известные формулы; анализировать интерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем, иных форм); осуществлять доказательства математических утверждений; уметь пользоваться базовыми математическими приемами решения задач и алгоритмами; использовать моделирование реальных объектов, явлений и процессов с помощью языка математики [2,3,4,5,6].

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение текстовых задач – это сложная деятельность, содержание которой зависит как от конкретной задачи, так и от умений решающего.

Одной из задач курса обучения детей математике является овладение детьми действием моделирования. Модели и связанные с ними представления являются продуктами сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную переработку исходного чувственного материала, отбрасывание случайных моментов. Модели выступают как продукты и как средство осуществления этой деятельности.

Модели, используемые на уроках математики, бывают разные. Их можно разделить на схематизированные и знаковые по видам средств, используемых для их построения. Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают.

При обучении решению задач на движение я широко использую метод моделирования, т.к. модели помогают ученикам в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, готовят их к решению текстовых задач других типов.

Приведу в качестве примера процесс решения некоторых типовых задач при изучении темы «Задачи на движение по течению и против течения» посредством такого методического подхода как составление краткой записи в виде таблицы[10]:

а) Теплоход идет вниз по реке. Какова скорость движения теплохода, если скорость течения реки 4 км/ч, а собственная скорость теплохода (скорость в стоячей воде) равна 14 км/ч?

б) Моторная лодка идет вверх по реке. Какова скорость движения лодки, если скорость течения 3 км/ч, а собственная скорость лодки 14 км/ч?»

- Внимательно читаем задачи.

- О каких величинах идет речь в задачах?

- Для решения данных задач составим таблицу.

- Запишем, что уже известно.

Собств. v (км/ч)

V течения (км/ч)

V по течению реки

(км/ч)

V против течения

(км/ч)

21

4

?

-

14

3

-

?

 

 

 

а)

- То, что нужно найти обозначим знаком вопроса.

- Что узнаем сначала? (Скорость теплохода по течению реки)

- Как можно ее найти? (Надо к собственной скорости теплохода прибавить скорость течения реки)

- Что можно узнать сейчас? (Скорость моторной лодки против течения реки)

- Как найдем? (Нужно из собственной скорости лодки вычесть скорость течения реки)

Записываем решение:

а) 21 + 4 = 25 (км/ч) – скорость движения теплохода.

б) 14 – 3 = 11 (км/ч) – скорость движения лодки.

Ответ: а) 25 км/ч;

            б) 11 км/ч.

На уроках по темам «Задачи на сближение и удаление», «Задачи на движение» я использую графическое моделирование.

«Со станции вышел товарный поезд со скоростью 50 км/ч. Через 3 ч с той же станции вслед за ним вышел электропоезд со скоростью 80 км/ч. Через сколько часов после своего выхода электропоезд догонит товарный поезд?» 

- Внимательно читаем задачу.

- Для решения данной задачи составим чертеж.

- Что нам известно? (Со станции вышел товарный поезд, а через 3 ч с той же станции вслед за ним вышел электропоезд)

- Отметим это на чертеже.                    

- Что еще известно в задаче? (Скорость товарного поезда 50 км/ч, скорость электропоезда 80 км/ч)

- Отметим эти данные на чертеже.

- Что нужно узнать? (Через сколько часов после своего выхода электропоезд догонит товарный поезд?)

- Обозначим неизвестное знаком вопроса.

- Известно, что товарный поезд шел 3 ч со скоростью 50 км/ч. Что можно узнать по этим данным? (Расстояние, которое пошел поезд за 3 ч)

- Что для этого нужно сделать? (Нужно скорость умножить на время)

- Зная скорость товарного поезда и электропоезда, что можно узнать? (Скорость сближения)

- Что для этого нужно сделать? (Нужно из скорости электропоезда вычесть скорость товарного поезда)

- Зная, сколько километров прошел товарный поезд и скорость сближения поездов, что можем найти? (Время, через которое встретятся поезда).

- Как можем это найти? (Расстояние разделить на скорость сближения)

- Записываем решение:

1) 50 ∙ 3 = 150 (км) – прошел товарный поезд.

2) 80 – 50 = 30 (км/ч) – скорость сближения.

3) 150 : 30 = 5 (ч) – через это время электропоезд догонит товарный поезд.

Ответ: через 5 часов.

Универсальные учебные действия и умения решать текстовые задачи посредством моделирования перекликаются между собой. Взаимодействие компетентностного и практико-ориентированного подходов в образовательном процессе способствует повышению качества знаний учащихся.

Таким образом, разработанная модель обучения учащихся решению текстовых задач посредством моделирования направлена на развитие предметных и общеучебных умений и навыков и отражает стратегию их реализации через использование средств, оптимизирующих процесс обучения.

Анализ результатов образовательного процесса, организованного на основе описанного опыта, позволяет сделать вывод об эффективности системного подхода в обучении решению тестовых задач. Разнообразие методов, средств позволяет осуществлять индивидуальный подход  к учащимся, повысить качество знаний и мотивацию учащихся к изучению математики через применение на уроках различных видов моделирования решения текстовой задачи и создавать благоприятный психологический комфорт для обучающихся на уроках. 

 

Список литературы:

1. Белорусская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2-х т. Т.1. А-М / ред. Н.П. Баранова, А.И. Жук,  А.С. Лаптёнок и др. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. - 735 с.

2. Образовательный стандарт учебного предмета «Математика »(І-ХІ классы) / Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 32 // Национальный образовательный портал.

3. Концепция учебного предмета «Математика»: / Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 г. № 675// Национальный образовательный портал.

4. Учебная программа по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания.V класс [Текст]–Минск: НМУ «Национальный институт образования», 2015. – 223 с.

5. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»// Национальный образовательный портал.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011 – № 13, 2/1795 // Правовая система «ЭТАЛОН-ONLINE»

7.Урбан, М.А.Работа с моделями на уроках математики / М.А. Урбан // Начальная школа. – 2010. – № 4. – С. 52–56.

8.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 c. 

9.Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.

10.Математика: учебное пособие для 5-го класса учреждений общ. сред. Образования с рус. яз. обучения: в 2 ч./ Е.П.Кузнецова [ и др.]; под ред. Л.Б Шнепермана. – 2-е изд., пересм. и доп. – Минск: Нац. ин-т образования, 2013. – Ч.1. – 224 с.: ил.

11. Запрудский, Н.И.Педагогический опыт: обобщение и формы представления[Текст]: пособие для учителя/Н.И. Запрудский.– Минск: Сэр-Вит, 2014.–256 с. – (Мастерская учителя)

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN