Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Детский фитнес

Дата публикации: 2023-11-14 13:25:49
Статью разместил(а):
Середа Ольга Анатольевна

Детский фитнес

Children's Fitness

 

 

Автор: Середа Ольга Анатольевна

ГБДОУ "Детский сад № 116", Санкт-Петербург, Россия

 e-mail: olyushka-sereda@yandex.ru

Sereda Olga Anatolievna

Kindergarten № 116, St.-Peterburg, Russia.

 

Аннотация: Особой популярностью на современном этапе стали пользоваться различные направления детского фитнеса. Детский фитнес - это система общеукрепляющих, оздоровительных занятий, посредством которых у детей вырабатываются правильные стереотипы движений, формируются жизненно важные физические навыки и умения, расширяются двигательные возможности и компенсируется дефицит двигательной активности.

Abstract: Various areas of children's fitness have become especially popular at the present stage. Children's fitness is a system of restorative, health-improving activities, through which children develop the correct stereotypes of movements, form vital physical skills and abilities, expand motor capabilities and compensate for the deficit of motor activity.

Ключевые слова: детский фитнес, оздоровительные занятия, дошкольники.

Keywords: children's fitness, health classes, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Педагогическая целесообразность детского фитнеса объясняется тем, что предлагаемые в программе игры и упражнения оптимизируют процесс формирования правильной осанки и укрепление сводов стопы, развитие двигательных способностей, достижение определенного уровня морфофункциональной зрелости, физической работоспособности, что в свою очередь, оказывает влияние на формирование предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятия фитнесом закладывают фундамент для будущего физического и психологического здоровья.

Характеристика детского фитнеса и его направлений.

На сегодняшний день занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность ребенка в физической активности и способствовать их оздоровлению, повышению интереса к ней, приобщение к здоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования разнообразных фитнес-технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения и другое, а также возможности выбора тех или иных видов занятий. Интерес также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, эмоциональны и высокоэффективны (Е.Г. Сайкина, 2009). Доступность занятий детским фитнесом определяется, тем, что их содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и, в большинстве случаев, не требуется специальное дорогостоящее оборудование (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах и другом оборудовании). Их эффективность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний (Грудина С.В., 2012).

Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся, цели достижения оптимального физического состояния, повышения физических кондиций, профилактики заболеваний, укрепления состояние здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей.

1. Большое разнообразие упражнений (с предметами, без, на снарядах, тренажерах и т.д.), их своеобразие, различная направленность и модернизация за счёт введения ассиметричных и гротессковых движений, что способствует появлению новых фитнес-программ.

2. Тесная связь направлений детского фитнеса с музыкой, современными ритмами и направлениями танцев.

3. Включение разнообразных форм (сюжет, образ и так далее) и методов (игровой, соревновательный и так далее) проведения занятий, инновационных технологий, обеспечивающих решение двигательных возможностей занимающихся, повышение культуры движений, уровня физической подготовленности, физического развития, здоровья, профилактику различных заболеваний.

4. Высокий эмоциональный подъем за счёт презентабельности и экспрессии выполнения движений специалистом по фитнесу на занятиях.

5. Большая вариативность проведения занятий (в т.ч. без специального оборудования), возможность использования различных направлений и технологий детского фитнеса, а также высокая адаптивность и мобильность подбора его средств в зависимости от контингента занимающихся.

6. Обеспечение возможности эмоционального, творческого самовыражения, нервно-психической разрядки, получение детьми удовольствия от занятий и удовлетворения от выполнения различных двигательных действий.

7. Включение в занятия специальных знаний по здоровому образу жизни, методике занятий фитнесом и контролю занимающихся за своим самочувствием, физическим развитием и физической подготовленностью.

Занятия фитнесом для детей могут эффективно способствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой, повышение к ним интереса. Они содействуют формированию двигательной культуры: культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечения, коммуникативной компетентности в рамках неформального общения, самосовершенствования, ведение здорового образа жизни.

Детский фитнес включает большое разнообразие оздоровительных комплексных программ. Приоритет оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса определяются тем, что у современных детей имеются проблемы с состоянием здоровья. Их основу составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытие внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонников здорового образа жизни. Демонстрация развития двигательных умений и навыков, занимающихся реализуется через показательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу.

Программы по детскому фитнесу и его технологии в последние годы применяются в учреждениях общего, дополнительного образования, фитнес – центрах и в специальных коррекционных учреждениях. Комплексы упражнений из разных направлений детского фитнеса можно включать в как во внеклассную работу (кружки, секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях), так и в основную форму занятий физической культурой (Кузьмина С.В., 2011).

Основателями ритмической гимнастики для детей и её популяризации среди населения можно назвать Т.С. Лисицкую и Ж.Е. Фирилеву. По разработанным ими научно-методическим рекомендациям сначала 1980-х годов работают многие специалисты по физической культуре разных городов России. В последнее время они продолжают разрабатывать новые программы, теперь уже по детскому фитнесу, и проводят курсы повышения квалификации подготовки специалистов по разным направлениям фитнеса. 

В 1990 годах появляются такие инновационные направления физкультурно-оздоровительной деятельности как ритмопластика, танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», детская аэробика, игровой стретчинг, лечебно-профилактический танец, фитбол-гимнастика и другие, что и составляет в настоящее время основу программ по детскому фитнесу.

Определение эффективности занятий ритмической гимнастикой и детской аэробикой и их влияние на физическое развитие, двигательную подготовленность детей разного возраста обоснованно в диссертационных исследованиях С.Б. Шармановой (1995), Е.Г. Кирилловой (1997), Е.В. Чернобыльской (1999), М.В. Мельничук (2001), М.В. Кузьменко (2002), Е.Ю. Скачковой (2002) и многих других.

Ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме. (Н.В. Казакевич, 2006).

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить, как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества (Н.В. Казакевич, 2006). 

В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья, в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка. 

Игровой стретчинг - методика упражнений игрового стретчинга А.И. Назаровой (1995) основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Эти упражнения позволяют предотвратить нарушение осанки и исправить ее; оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны. Комплексы данной гимнастики способствуют развитию такого качества, как гибкость. Умение владеть своим телом в медленном темпе дает эффективные результаты. Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы. Все упражнения основаны на напряжении и расслаблении мышц. Упражнения выполняются под музыку. На каждом занятии проводится новая сюжетно-ролевая игра в виде сказочных путешествий. Игра проводится эмоционально, с чередованием выполнения упражнений и слушания сказки. Сюжет игры строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц (Филиппова С.О., 2010). Термин «стретчинг» происходит от английского слова «stretching» – натянуть, растягивать.  

Фитбол-аэробика — оздоровительная аэробика с использованием гимнастических мячей большого диаметра (фитболов). Этот вид занятий положительно воздействует на опорно-двигательный аппарат, формирование и коррекцию осанки, а также способствует развитию координационных движений, функции равновесия и вестибулярного аппарата. Программа фитбол-аэробики «Танцы на мячах» (Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В., 2006) разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В её содержание входят танцевальные комплексы фитбол-аэробики. Занятия с использованием фитболов способствуют развитию двигательных способностей (силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений), что подтверждается данными исследований Г.Г. Лукиной (2003); А.А. Потапчук (2005);  Е.Г. Сайкиной, С. В. Кузьминой (2007). 

Степ-аэробика – разновидность оздоровительной аэробики, где упражнения выполняются на специальной платформе с регулируемой высотой подъема. Это позволяет варьировать нагрузку для занимающихся с различным уровнем подготовленности. Программа включает упражнения степ-аэробики, комплексы которой имеют образно-танцевальную направленность и эффективно способствует развитию всех физических качеств детей дошкольного возраста. Их можно использовать как на степ-платформе, так и на гимнастической скамейке или коврике. В основе степ - аэробики лежит, главным образом, хореография базовой аэробики, что, в свою очередь, не исключает, введение различных танцевальных стилей аэробики, силовой аэробики и других смешанных видов (Т. Лисицская, Л. Сиднева 2002). 

 

Литература:

1. Баранов A.A., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Г. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российск. педиатр. Журнал. 2007. № 2 С. 4-7.

2. Грудина С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 70-72.

3. Казакевич Н.В Использование средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей с нарушениями зрения // Фитнесс: становление, тенденции и перспективы развития в России: сб. матер. междунар. Науч.-практ. Конф., посвящ. 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию фак-та физ. Культуры. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 231 с.

4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2т. Теория и методика. М.: Федерация аэробики России, 2002 .- т.1, 232 с.

5. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. // Оздоровление детей в организованных коллективах: практическое руководство / ред. С.Д. Соловей. - СПб.: Рипьера., 1995. 33-98 с.

6. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дисс. докт. пед. наук: 13.00.04 / Сайкина Елена Гавриловна. – СПб., 2009. - 560с.

7. Сайкина Е.Г., Кузьмина C.B. Фитнесс технологии в образовательных учреждениях: учеб.-метод, пособ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.- 253 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN