Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Сравнение питания подростков Северо-Западного федерального округа в разные исторические периоды

Дата публикации: 2023-03-23 02:45:10
Статью разместил(а):
Бобрис Наталья Михайловна

Сравнение питания подростков Северо-Западного федерального округа в разные исторические периоды

Comparison of the diet of adolescents of the Northwestern Federal District in different historical periods

 

Автор: Бобрис Наталья Михайловна

ГБОУ «Центр образования №195 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: nbobris@list.ru

Bobris Natalya Mihailovna

Education Center № 195 of the Admiralteysky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia 

e-mail: nbobris@list.ru

 

Аннотация: В этой статье проводится сравнение ключевых особенностей питания подростков Северо-Западного федерального округа в историческом аспекте. Также в рамках статьи осуществлена попытка дать оценочную количественную характеристику рациона по нескольким параметрам с целью формализации процесса сравнения.

Abstract: this article compares the key nutritional features of adolescents of the Northwestern Federal District in the historical aspect. Also, within the framework of the article, an attempt is made to give an estimated quantitative characteristic of the diet according to several parameters in order to formalize the comparison process. 

Ключевые слова: рацион питания, питание подростков, исторические особенности рациона питания.

Keywords: diet, nutrition of adolescents, historical features of the diet.

Тематическая рубрика: Общеобразовательные статьи.

 

Считается общепринятым, что исторический прогресс приносит пользу всем аспектам жизни человека. А что, если сравнить, как обстоят дела со здоровым питанием современных подростков относительно их сверстников, живших в разные исторические периоды на территориях, которые сейчас занимает Северо-Западный федеральный округ?

Здоровое питание по определению ВОЗ - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

К базовым физиологическим потребностям человека относятся чистая питьевая вода, сон и, конечно же, пища. Изначально рацион питания определялся доступностью пищевых ресурсов, особенностями региона и пищевыми привычками населения. Со временем стали обращать внимание на связь состояния здоровья человека с тем, что он потребляет в пищу. Тогда-то и появилось гиппократовское: «Мы есть то, что мы едим».

В настоящее время основные принципы рационального питания таковы:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона. Питание должно покрывать энергетические траты организма, но не быть избыточным.

2. Сбалансированность рациона. Всем известная и научно обоснованная формула: белки / жиры / углеводы = 1 / 1 / 4. Желательно чтобы углеводы были сложными, а жиры преимущественно растительными.

3. Разнообразие рациона. Набор продуктов должен быть максимально разнообразным, питательным и аппетитным. Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня, а на протяжении недели не более 2-3 раз.

4. Оптимальный режим питания. Рациональное питание предполагает четырёхразовое питание, что способствует достаточному насыщению организма и подавлению чувства голода, отсутствие перекусов между основными приемами пищи, определённые интервалы между завтраком и обедом, обедом и ужином.

5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка блюд. В питании школьников необходимо использовать те способы приготовления пищи, при которых не требуется большого количества масла, жира, соли, сахара (это отваривание, запекание, тушение).

6. Обеспечение безопасности питания. Безопасность питания обеспечивается в первую очередь соблюдением санитарных норм и правил в отношении выбора продуктов и технологии их приготовления.

С базовыми критериями здорового питания мы определились.

Выберем условные исторические периоды.

1. Для отправной точки в обзорном плане примем период с IX по XVII век. Назовём его ранним периодом. Сведения о рационе питания этого временного периода разрознены, плохо систематизированы и не очень точны.

2. Второй период – Российская империя – включает XVIII – начало XX века.

3. Третий период – Советское государство – Начало XXвека – конец 80-х гг.

4. Четвёртый период – Новая Россия – наше время.

Из обзора исключим периоды социально-экономических и политических катаклизмов, таких, как периоды Первой и Второй мировых войн, голод в России в первой половине XX века. 

Оценивать каждый критерий будем по пятибалльной шкале.

I. Ранний период (с IX по XVII век).

1. Энергетическая ценность. Особенности – широкая распространенность физического труда (в т.ч. и среди подростков), недостаточная обеспеченность пищевыми ресурсами, продолжительный холодный период в течение года, большое количество религиозных постов. В целом – картина дефицита энергетических ресурсов. Наша оценка – 2 балла.

2. Сбалансированность рациона. Особенности – рацион довольно скудный. Ограничено количество животного белка, мяса, однако он компенсирован достаточным количеством рыбы и морепродуктов. Основа рациона – растительная пища. Углеводы преимущественно сложные. Жиры – как растительные, так и животные. Наша оценка – 4 балла.

3. Разнообразие рациона. Особенности – рацион довольно однообразен, особенно в холодные периоды и во время многочисленных постов. Пищевые продукты из других регионов практически отсутствуют. Оценка – 2 балла.

4. Оптимальность режима питания. Питание достаточно регулярно – режим дня был четко регламентирован. Оценка 4 балла.

5. Адекватность технологической и кулинарной обработки блюд. Особенности – традиции приготовления блюд, их рецептура соблюдались достаточно хорошо. Набор блюд достаточно ограничен. Оценка 3 балла.

6. Соответствие нормам безопасности. Учитывая недостаточные санитарные условия, отсутствие элементарных гигиенических знаний, полное отсутствие санитарного контроля качества продуктов и процесса их приготовления, оценка составляет 1 балл.

Итого, «Ранний период» набирает 16 баллов.

II. Российская империя (включает XVIII – начало XX века).

1. Энергетическая ценность. Этот период преимущественно доиндустриальный. Сохраняется повсеместный физический труд. Однако нужно учесть, что часть производства уже механизирована.  Недостаточная обеспеченность пищевыми ресурсами, продолжительный холодный период в течение года, большое количество религиозных постов также сохраняют влияние. В целом – картина дефицита калорийности несколько улучшилась. Наша оценка – 3 балла.

2. Сбалансированность рациона. Особенности – рацион остается несбалансированным. Так же ограничено количество животного белка, мяса. По-прежнему выручают морепродукты. Основа рациона – растительная пища. Углеводы преимущественно сложные. Жиры – как растительные, так и животные. Наша оценка – 4 балла.

3. Разнообразие рациона. Особенности – рацион всё ещё однообразен, однако с развитием транспорта и международных коммуникаций список доступных продуктов существенно расширился. С учетом большого количества малообеспеченных слоев населения, доступность этого разнообразия была небольшой. Оценка – 3 балла.

4. Оптимальность режима питания. Питание достаточно регулярно – режим дня регламентирован у сельского населения. В отличии от крестьянства, жители городов, рабочие и ремесленники не имели четкого режима питания. Оценка 3 балла.

5. Адекватность технологической и кулинарной обработки блюд. Кулинария шагнула вперед. С техническим прогрессом получили распространение новые виды обработки блюд. Более широкая коммуникация привела к увеличению ассортимента блюд. Оценка 4 балла.

6. Соответствие нормам безопасности. Санитарные условия и контроль за приготовлением блюд зачастую недостаточны. Оценка - 2 балла.

Итого, «период Российской империи» набирает 19 баллов.

III. Советское государство – Начало XX века – конец 80-х гг.

Без учета первой половины ХХ века, сопровождавшегося значительными социальными, политическими и экономическими потрясениями.

1. Энергетическая ценность. Особенности - этот период расцвет индустриального общества. Повсеместно тяжелый труд механизирован. Достигают высокого уровня развития агротехнологии. Обеспеченность энергетическими ресурсами достаточная. Действует государственная программа питания детей и подростков в учебных заведениях и местах длительного пребывания. Исключены религиозные посты. Исчез детский труд. Подростки, занимающиеся спортом, получают специализированное питание. В целом – энергетическая ценность типичного рациона адекватная. Наша оценка – 5 баллов.

2. Сбалансированность рациона. Особенности – рацион не просто приблизительно сбалансирован, а оптимален, так как в разработке рациона питания участвуют специализированные научные учреждения. Именно для этого периода характерен научный подход с государственной поддержкой. Наша оценка – 5 баллов.

3. Разнообразие рациона. Особенности – разнообразие рациона сопоставимо с предыдущим периодом. Относительный дефицит отдельных продуктов питания на протяжении всего периода можно считать несущественным. Этот недостаток компенсируется доступностью большего ассортимента продуктов для широких масс по сравнению с периодом Российской империи. Оценка – 4 балла.

4. Оптимальность режима питания. Питание подростков регулярно. Режим питания четко регламентирован на научной основе. Хорошо соблюдаются рекомендации по режиму дня. Оценка - 5 баллов.

5. Адекватность технологической и кулинарной обработки блюд. Современное технологическое оснащение пищевых производств, отработанная и научно обоснованная рецептура, жесткий контроль со стороны государства позволяют выставить оценку в 5 баллов.

6. Соответствие нормам безопасности. Санитарные условия и контроль за приготовлением блюд жестко регламентированы и четко соблюдаются. Оценка - 5 баллов.

Итого, «период Советского государства» набирает 29 баллов.

IV. Новая Россия – наше время (начало XXI века).

1. Энергетическая ценность. Этот период – пик технологического развития человечества. Тяжелый физический труд подростков практически исключен. Уровень энергозатрат резко снижен в связи с развитием сетевых коммуникаций и цифровых технологий техники. Гиподинамии способствует и широкое распространение личного и общественного транспорта. Широко распространены высококалорийные полуфабрикаты и готовые продукты (пример – меню крупнейших сетей быстрого питания). Впервые в истории встает проблема энергетической избыточности типичного рациона современных нам подростков. Наша оценка – 4 балла.

2. Сбалансированность рациона. Несмотря на все возможности рационального питания, на деле оно часто несбалансировано. И хотя существует госпрограмма школьного питания, часто вопросом организации питания занимаются сами подростки, покупая еду на свой вкус или питаясь в различных предприятиях общепита. Об осмысленной сбалансированности питания в таких случаях речь идти не может. Поэтому наша оценка – 3 балла.

3. Разнообразие рациона. По этому показателю мы можем выставить высший балл – относительная доступность широкого ассортимента продуктов питания максимальна. Оценка – 5 баллов.

4. Оптимальность режима питания. Питание современных подростков не так регулярно, как в советском периоде. Распорядок дня многих молодых людей проще назвать беспорядком. А режим питания очень часто нарушается. Оценка - 3 балла.

5. Адекватность технологической и кулинарной обработки блюд. Здесь отдадим должное техническому прогрессу. Серьезных проблем с технологической обработкой блюд сейчас не наблюдается. Наша оценка - 5 баллов.

6. Соответствие нормам безопасности. Можно было бы поставить высший балл, однако сделаем поправку на широчайшее распространение так называемой «уличной еды» и фастфуда. Оценка - 4 балла.

Итого 24 балла.

Видно, что наивысший показатель оптимальности рациона принадлежит более раннему советскому периоду, на втором месте находится наше время и более ранние исторические периоды занимают 4 и 3 места.

Итак, мы рассмотрели характерные особенности питания подростков, присущие основным историческим периодам.

Таким образом, можно прийти к выводу, что сам по себе технический прогресс не дает нам улучшения питания apriori, и, как следствие – напрямую не ведет к улучшению нашего здоровья. Многое зависит как от усилий государства, так и от самого человека, его уровня образованности, самосознания и дисциплины.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN