Диалогическое общение в условиях инклюзии

Дата публикации: 2021-02-18 06:07:25
Статью разместил(а):
Аверьянова Надежда Юрьевна

Диалогическое общение  в условиях инклюзии

Dialogic communication in the context of inclusion

 

Автор: Аверьянова Надежда Юрьевна

МБОУ «СОШ № 3 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия.

e-mail: navierianova@mail.ru

Averyanova Nadezhda Yuryevna

MBOU "Secondary school No. 3 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia.

e-mail: navierianova@mail.ru  

 

Аннотация: В этой статье автор рассматривает вариативные формы речевого взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на имеющийся опыт работы с такими детьми, раскрывает педагогические условия диалогического общения, которые обеспечивают успешное межличностное общение в условиях инклюзивного образования.

Abstract: In this article, the author examines the variable forms of speech interaction of students with disabilities. Based on the existing experience of working with such children, it reveals the pedagogical conditions of dialogic communication that ensure successful interpersonal communication in an inclusive education.

Ключевые слова: инклюзивное образование, диалогическое общение, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: inclusive education, dialogic communication, students with disabilities.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Выготский Лев Семёнович писал: «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе».

Поддержать детей с особыми образовательными потребностями в обучении, в развитии их потенциала и достижении успеха, дать им шансы и возможности для успешной социализации может инклюзивное образование. В широком смысле – это понятие подразумевает обучение детей с ровесниками, которые чем-то отличаются от них. Это могут быть не только дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, но и мигранты, и верующие, и т.д. Инклюзивный подход основан на том, чтобы дать всем учащимся, несмотря на их физические, психические, интеллектуальные и иные особенности в том числе, возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе. Тем более, что вопрос о формировании социальной компетентности учащегося, относится к современным требованиям обучения.

Социальная компетентность в свою очередь, обеспечивает развитие коммуникативных действий - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Взаимодействие, которое формирует язык коммуникации между субкультурами и социальными группами и есть диалогическое общение.

«Благодаря диалогическому общению происходит развитие познавательной сферы ребенка и, проходя через призму его личностных качеств формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду и строит с ней свой стиль общения» (С.Л. Рубинштейн).

Однако дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети-мигранты часто испытывают трудности в диалогическом общении, что обусловлено их физическими, психическими, интеллектуальными и иными особенностями. Данные факты говорят о необходимости проведения специальной работы по организации диалогического общения детей и взрослых в условиях инклюзивного образования. Эффективность такой работы должна определяться созданными педагогическими условиями.

Сущность и содержание понятия «педагогические условия» рассматривалось разными исследователями. Исходя из всех известных подходов можно выделить общие положения к понятию «педагогические условия» - это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач, которые сознательно создаются в образовательном процессе, а их реализация обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов, в основе которых лежит деятельность.

Исходя из данного понятия определены следующие педагогические условия формирования диалогической компетенции обучающихся с особыми образовательными потребностями при организации инклюзивного образования.

1) В качестве педагогического условия мы выделяем необходимость разработки адаптивной образовательной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, которая заключается не только в устранении архитектурных и физических барьеров, но и в разработке индивидуальных модификационных образовательных программ, методического и технического обеспечения, которое в том числе поможет развить речевую активность и речевое творчество школьников.

Индивидуальные модификационные образовательные программы направлены на изменение способов подачи информации и предполагают:

- адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка;

- реализацию особой методики обучения — с использованием всех способов восприятия информации: аудиальных, визуальных, кинестетических с подключением тактильных ощущений;

- использование заданий на развитие функций, лежащих в основе речи: развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, зрительно-моторных координаций и т.п.;

- опора на сохранные анализаторы, обучение с опорой на приоритетный когнитивный стиль восприятия информации.

2) Следующее педагогическое условие – привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через индивидуальные и групповые формы работы специалистов школы с детьми, в том числе организацию коррекционно-развивающих занятий детей с ограниченными возможностями здоровья с учителем-логопедом, педагогом-психологом, согласно структуре дефекта. 

У большинства обучающихся с ОВЗ недостаточно сформированы психические механизмы диалогической речи: надфразовое упреждение, способность планировать логическое развертывание диалога, быстрота реакции на высказывание собеседника, способность к эмпатии, понимание собеседниками интенций в диалоге. Поэтому программы коррекционно-развивающих занятий содержат разделы, связанные с формированием умения слушать и вести диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Как уже было сказано, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья участвовать в диалоге бывает трудно, в связи с некоторыми их психологическими особенностями. Поэтому очень важно установить эмоционально окрашенный контакт. Коррекцию психоэмоциональных состояний педагогу-психологу легко осуществить в условиях сенсорной комнаты. Занятия в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков, проводятся как индивидуально, так и в группах по 4 - 6 человек.

Специальное световое, музыкальное, тактильное оборудование, кресла-пуфы с гранулами позволяют педагогу-психологу мягко работать со своими подопечными. Ощущение полной безопасности, комфорта наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между детьми в группе и педагогом-психологом. Программа занятий в сенсорной комнате направлена не только на формирование и сохранение психологического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья, но также способствуют установлению атмосферы дружелюбия, учат умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, что является предпосылками формирования коммуникативно-речевых навыков.

Задачу формирования речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе овладение связной диалогической речью специалисты педагогического сопровождения решают также и через использование специального логопедического оборудования, которое включает:

- инновационные компьютерные программы, для проведения объективной диагностики и целенаправленной коррекции неречевых и речевых психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- аппаратные технологии, позволяющие эффективно проводить коррекционную работу по восполнению пробелов всех компонентов речи, комплексной реабилитации детей, страдающих заиканием, а также осуществлять индивидуальную работу со слабослышащими детьми, с целью коррекции слуха и развития речевых навыков.

С помощью компьютерной программы Логопедический тренажер «Дэльфа-142» успешно осуществляется работа по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика.

Аппарат для закрепления навыков и коррекции речи АКР-01м «Монолог» предназначен для комплексной реабилитации детей, страдающих заиканием. При помощи данной аппаратной методики снимается психологический барьер боязни говорить, участвовать в диалоге.

Логопедический тренажер «Говорящее зеркало» предназначен для ведения аудиозаписи ответа с последующим разбором ошибок. При аудио ответа говорящего, большая часть ошибок или речевых недочетов может быть исправлена обучающимся самостоятельно. 

Тесное взаимодействие, согласованность работы специалистов психолого-педагогического сопровождения, грамотное использование компьютерных технологий и аппаратных методик позволяет развивать речевую активность и организовать диалоговое общение детей с особыми образовательными потребностями на доступном для них уровне, учитывая их интеллектуальные, речевые и другие возможности, в соответствии с их интересами и жизненными потребностями.

3) Третьим педагогическим условием успешного достижения диалогического общения детей и взрослых в условиях инклюзии является изменение организационных форм и методов обучения детей в условиях инклюзивного образования

Организация учебной деятельности и методика преподавания в условиях инклюзивного образования требует выбора наиболее рациональных способов, позволяющих решать задачи социокультурной адаптации и социокультурной интеграции.

Своеобразную форму общения представляет собой учебный диалог – это субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой дискуссии при постановке и решении учебных задач. При этом именно диалоговое общение создает условия для реализации коммуникативно-развивающей функции обучения, в процессе которой у учащихся вырабатываются навыки совместной работы в группе, в паре.

Направить обучение в сторону парных и групповых форм работы с учениками позволяет сингапурская технология. Дети в паре или группе изучают небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически берет на себя роль учителя и объясняет одногруппнику, например, ответ на вопрос. Учитель в это время слушает, оценивает работу учеников в паре или группе, корректирует ответы и помогает. Другими словами, за учителем сохраняется роль «корректора» как в процессе диалогов, так и на стадии подведения итогов. У детей при такой форме работы развиваются коммуникативные компетенции, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.

При инклюзивном обучении важное значение имеет выбор интересного задания для участников группы, применение индивидуальных критериев к заданию и оцениванию результатов учебной деятельности то, что является основой технологии сотрудничества при использовании проблемно-поискового метода. В рамках данной технологии деятельность учащихся направлена не только на познание «предмета», а, в первую очередь, на общение, взаимопонимание и сотрудничество через диалогическое общение школьников друг с другом и с педагогом.

Таким образом, использование в учебном процессе современных педагогических технологий, ориентированных на диалогическую ситуацию, позволяет осуществить деятельностный подход, на котором базируются федеральные государственные образовательные стандарты.

4) Четвёртое условие – это включение в воспитательный процесс межкультурного диалога.

Межкультурный диалог предполагает активное формирование целого ряда компетентностей, связанных с процессами коммуникации и межличностного общения. Это сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи, которые способствуют формированию толерантности учащихся, их успешной социализации.  

Одним из документов, описывающим процесс целенаправленной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является программа духовно-нравственного развития и воспитания (в отдельных случаях, нравственного развития и воспитания) обучающихся. В рамках реализации названной программы на уровне начального общего образования в нашем образовательном учреждении организована работа детско-родительского клуба - одна из форм взаимодействия детей и взрослых, осуществляемая в коммуникативном пространстве школы, и отражающая общие культурные особенности межличностного взаимодействия.

 Мероприятия, которые основаны на семейных традициях, учитывающих культурное многообразие, помогают проектировать ситуацию межкультурного диалогического общения детей и взрослых, где коммуникация осуществляется «лицом к лицу», где обучающиеся учатся эмпатии, умению достойно представлять родную культуру; понимать почему представители разных культур могут по-разному воспринимать и оценивать явления и события окружающего мира; принимать данные различия, соотносить их с нормами, принятыми в собственной культуре.   

На уровне основного и среднего общего образования дети с особыми образовательными потребностями привлекаются вместе со своими обычными сверстниками к участию в ученическом самоуправлении. Опираясь на уважение к старшему поколению, которое является основой разных культур, школьники принимают участие в социальных акциях помощи ветеранам труда, пожилым людям. Встречи, беседы с представителями старшего поколения, участие в совместных социальных и экологических проектах, все эти мероприятия в рамках ученического самоуправления обеспечивают формирование у ребят навыков диалогического общения друг с другом и взрослыми, способствуют взаимному уважению, толерантности, возможности помочь самим себе и другим людям, мы считаем, что это важное условие успеха при реализации инклюзивного образовательного пространства.

Таким образом, учёт и создание названных педагогических условий обеспечит успешное достижение диалогического общения детей и взрослых в условиях инклюзивного образования.

 

Используемая литература:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 220 c.

2. Козырева А.А. Особенности устной речи и ее выразительные средства / А.А Козырева // Международная науч.-метод конференция «Социокультурное образование и Болонский процесс» - Казань- КГУКИ, 2007. - С. 356-359.

3. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград, 2001. С. 14.

4. Коротаева Е.В. Возможности учебного диалога в обучении и развитии младшего школьника / Е.В. Коротаева, Е.А. Зайцева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 166–170.