Использование адаптированной игры, как способ повышения мотивации на логопедических занятиях

Дата публикации: 2020-09-13 12:45:12
Статью разместил(а):
Байкалова Ольга Владимировна

Использование адаптированной игры, как способ повышения мотивации на логопедических занятиях у учащихся младших классов с задержкой психического развития

Using an adapted game as a way to increase motivation in speech therapy classes for primary school students with mental retardation

 

Автор: Байкалова Ольга Владимировна

МБОУ «СШ № 65», Красноярск, Россия

e-mail: buevaolga@mail.ru 

Baykalova Olga Vladimirovna

School No. 65, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: buevaolga@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье говорится о том, как можно адаптировать игры и применять их в логопедической коррекционной работе младших школьников с задержкой психического развития. Статья может быть использована воспитателями, логопедами, учителями в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.

Abstract: this article describes how games can be adapted and applied in speech therapy correction work of primary school children with mental retardation. The article can be used by educators, speech therapists, and teachers in correctional work with children with mental retardation.

Ключевые слова: Адаптированная игра, повышение  мотивации, младшие школьники с задержкой психического развития.

Keywords: Adapted game, increased motivation, primary school children with mental retardation.

Тематическая рубрика: коррекционная школа.

 

Ребенок приходит на логопедические занятия, как правило, после уроков, отсидев за партой целый день. Поэтому стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях не была приближена к обычному уроку  например, русского языка.

Дети с нарушением письменной речи нередко выполняют не то, что им задано, постоянно переспрашивают учителя, когда уже все объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связанны с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушением мышления, так и с несформированностью учебной деятельности, в значительной мере повышенной утомляемостью. Поэтому, учитывая нагрузку современного ребенка в школе, на первый план в организации рабочей деятельности логопеда выходит соблюдение здоровьесберегающих технологий. Или, как принято говорить еще соблюдение охранительного режима, как неотъемлемую часть логопедической коррекционной работы.  Помимо утомляемости и  низкой работоспособности, особенностях внимания и памяти, а также общей учебной нагрузке на данную категорию детей, возникают трудности с учебной мотивацией учебного процесса. Поэтому, желательно максимально использовать игровые приемы.

В своей практике я заметила, что больше всего дети проявляют интерес к тем адаптированным играм, которые им привычны.

Хочу привести пример: на обычном логопедическом занятии по развитию звукобуквенного анализа во втором классе, я заметила, что со стороны детей наблюдается потеря внимания. Оказалось, что обычной физминутки  недостаточно, чтобы дети отдохнули. Заметив, что дети играют в крестики нолики, решила применить именно эту игру на занятии, адаптировав ее под учебно-коррекционный материал.

В процессе этой игры учащиеся овладевали звукобуквенным анализом, развивали фонематический слух и восприятие, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Дифференциация звука необходима для того, чтобы научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи. Эта игра, как нельзя лучше, помогла справиться с поставленной задачей этого этапа, что поддерживало интерес и познавательную активность детей, предотвращало утомление, повышало эффективность логопедической работы в целом. Вспомнив, забытые нами старые игры, такие как: морской бой, шахматы, кроссворд, города, эрудит, домино стала адаптировать их к своим занятиям и полностью включать в коррекционно-развивающий процесс.

В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические задания становятся для учащихся увлекательным занятием. Игровой материал-это мощная сфера не только в самовыражении и самоопределении, но и  в самостоятельной проверке. Считаю, что на логопедических занятиях школьники  должны играть, даже тогда, когда они преодолевает трудности, а работа по коррекции  нарушений письменной речи – это труд для учащихся с задержкой психического развития, особенно со смешанными формами дислексии и дисграфии. 

Исходя из результатов диагностики, а также в ходе углубленной систематической, целенаправленной работы по использованию игр на логопедических занятиях у учащихся младших школьников с задержкой психического развития, достигла следующих результатов:

·        Повышение мотивации и интереса младших школьников к логопедическим занятиям.

·        Улучшения эмоционального комфорта на логопедических занятиях и положительного настроя на результат.

·        Активизация психических процессов: внимание, память, слоховое и зрительное восприятие.

·        Овладение звукобуквенным анализом и навыками дифференциации фонем.

·        Повышение мотивации и личная заинтересованность учащегося  в происходящем.

В результате использования адаптированных игр на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития, убедили меня в том, что занятия с использованием игр создаются благоприятные условия для коррекции речевых нарушений.

 

Список литературы:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи. М.: Владос, 2001.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учите-лей и специалистов коррекционно-развивающего обучения.  Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.

3. Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму. - М.: Ника-Пресс, 1998. 33. Волкова И.Н. Подготовка к обучению чтению. М.: Ника-Пресс, 1998.

4. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза М.: Гном и Д, 2006.