Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры

Дата публикации: 2024-02-15 19:42:06
Статью разместил(а):
Маркова Юлия Александровна

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры

Working with children with disabilities in physical education classes

 

Автор: Маркова Юлия Александровна 

ГБОУ БКШИ для обучающихся с ОВЗ, с.Бакалы, Республик Башкортостан, Россия

e-mail: markova8081@mail.ru 

Markova Julia Alexandrovna

Children's Art School for students with disabilities. Bakaly, Republic of Bashkortostan, Russia

e-mail: markova8081@mail.ru 

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности обучения уроков физической культуры в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями. Представляются разнообразные методы обучения и приемы на уроках, позволяющие активно вовлекаться в процесс обучения.

Annotation. The article reveals the features of teaching physical education lessons at a boarding school for students with disabilities. A variety of teaching methods and techniques in the classroom are presented, allowing you to actively get involved in the learning process.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, обучающиеся с ОВЗ, методы и приемы обучения.

Keywords: adaptive physical education, students with disabilities, teaching methods and techniques.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Наше школа – это коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где обучаются дети с нарушением слуха, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, обучающиеся с тяжелыми нарушениями развития и обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Состав обучающихся сложен по диагнозу, симптоматике и ряду сопутствующих нарушений эмоционально-волевого и физического развития.

В соответствии с последними изменениями ФГОС на всех уровнях общего образования — начального (1допольнительный–4-е классы), основного (5–9-е классы) и среднего (10–11-е классы) — в учебном плане предмет «Физическая культура» заменен предметом «Адаптивная физическая культура» (АФК) для всех категорий детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»).

Предмет «Адаптивная физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурнооздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Важнейшим требованием проведения урока по адаптивной физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей. Содержание программы отражает требования ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и учитывает психофизические особенности развития, особые образовательные потребности и индивидуальных возможностей, обучающихся с ОВЗ, обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. «Адаптивная рабочая программа по физической культуре предусматривает дифференциацию образовательного материала, то есть отбор методов, средств, приемов, заданий, упражнений, соответствующих уровню психофизического развития, на практике обеспечивающих усвоение обучающимися образовательного материала. Программа обучения по адаптивной физической культуре направлена на:

- Реализацию материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- Соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- Расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области адаптивной физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- Усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Кроме того, предмет «Адаптивная физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Адаптивная физическая культура».

Для повышения двигательной активности и привития мотивации к занятиям физическими упражнениями, на уроке адаптивной физической культуры я применяю игровой и соревновательный метод. На свои уроки применяю специальные коррекционные упражнения, подвижные и коррекционные игры, элементы соревнования, развиваю двигательные способности, применяю различные формы поощрения. Для привития мотивации к занятиям физической культурой использую, применяю метод примера учителя и старшеклассников, что является неизменным средством для решения взаимосвязанных задач воспитания личности школьника.

Мной используются презентации при обучении технике выполнения разучиваемых движений. С помощью наглядной картинки данное движение удобно разбивать не только на этапы выполнения, но и более короткие фрагменты и создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий. Создание флэш-презентаций и видеороликов, с комплексами общеразвивающих упражнений, помогают мне разнообразить уроки, дополняя их элементами музыкального сопровождения и визуализацией.

Инструктажи по технике безопасности на уроках физкультуры, проводимые перед каждым новым разделом программы, я показываю в виде презентаций. Обучающиеся с интересом воспринимают такую информацию. Расширяю представление детей о видах спорта, великих спортсменах, обогащая тем самым словарный запас обучающихся с ОВЗ. Ежегодно просматриваем вместе с детьми видеоролик в память о бывшем коллеге-учителе, заслуженном учителе РФ, РБ Маслове А.Б.

Использование компьютерных средств обучения, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет развивать наглядно-образное мышление, активизирует процесс восприятия, позволяет значительно дольше удерживать внимание детей. Урок приобретает новую окраску: становится интереснее, материал усваивается лучше, сохраняется в памяти дольше.

Временно освобожденным обучающимся после перенесенного заболевания предлагаю выполнить творческую работу в виде заполнение индивидуальных карточек. Применяю индивидуальный, личностно-ориентированный подход.

Важным также является тесное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Совместная работа ведется с классными руководителями, сурдопедагогами и родителями. Я считаю, что каждый урок должен быть интересным, актуальным, эмоциональным, должен побуждать обучающихся к активной деятельности.

 

Список литературы:

1. Аксенова О.Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа / О.Э.Аксенова; ред. С.П. Евсеев. - СПб.:СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 2003. 

2. Васильева И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильев, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии, 2002, № 3.

3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002.

4. Никольская И.А, Информационные технологии в специальном образовании. М.: Коррекционная педагогика, 2004.

5. Использование средств адаптивной физической культуры при реализации адаптированных образовательных программ начального общего образования: методические рекомендации / сост.: А.П. Щербак, Ю.П. Вербицкая. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. 129 с. (Физическая культура и спорт).

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN