Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Особенности школьной адаптации учащихся с нарушением интеллекта

Дата публикации: 2024-01-23 16:05:31
Статью разместил(а):
Орлова Ольга Анатольевна

Особенности школьной адаптации учащихся с нарушением интеллекта

Features of School Adaptation of Students with Intellectual Disabilities

 

Автор: Орлова Ольга Анатольевна 

ГБОУ Школа-интернат № 37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: olgaoo@bk.ru 

Orlova Olga Anatol'evna

Boarding School No 37 of Frunzensky District of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

E-mail: olgaoo@bk.ru 

 

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме школьной адаптации детей, имеющих особые образовательные потребности. Более подробно рассмотрим понятие «школьная адаптация» и проблему школьной адаптации. Также, в представленном материале, мы разберем процесс адаптации обучающихся с нарушениями интеллекта к школе.

Annotation: This article is devoted to the problem of school adaptation of children with special educational needs. Let's take a closer look at the concept of "school adaptation" and the problem of school adaptation. Also, in the presented material, we will analyze the process of adaptation of students with intellectual disabilities to school. 

 

Ключевые слова: нарушение интеллекта, школьная адаптация, дезадаптация, обучение.

Keywords: intellectual disability, school adaptation, maladaptation, learning. 

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Понятие «школьная адаптация» изучается авторами разных теоретических подходов.  Школьная адаптация умственно отсталых детей, обучающихся в начальных классах, изучалась такими учеными как: Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина и В.С. Мухина. Они связывали проблему адаптации со сменой ведущего вида деятельности, а именно - с игровой на учебную. Такой процесс - это своеобразный механизм защиты от возникших внешних воздействий на новоиспеченного ученика (иной режим жизнедеятельности, предъявляемые социальные условия и требования, установление новых коммуникативных связей) [8]. 

Считается, что адаптация к школе определяется готовностью ребенка к изменению своего социального положения, и что процесс адаптации подчиняется особым психическим закономерностям. Каждый или ребенок меняет социально-психологическуюи ситуацию, создает свою личностную микросреду. Таким образом, адаптированность - является результатом процесса активного приспособления, то есть - адаптации. Проблема школьной адаптации связана с определением показателей адаптированности первоклассника к новым условиям его жизни [7]. 

При рассмотрении разных подходов к понятию «школьная адаптация», можно  заметить, что в основном школьная адаптация связывается со сменой ведущего вида деятельности, с игровой на учебную. Рекомендуется рассматривать ее как приспособление ребенка к новой системе социальных условий и требований, новым отношениям, новому режиму жизнедеятельности. Иными словами, школьная адаптация представляет собой совокупность компонентов (социального, психологического, учебного и т.п.), поэтому и рассматривать ее нужно с разных сторон. 

Различные представления ученых о многоуровневой структуре адаптации детей к школе позволяют нам выделить, вслед за Д.Ю. Соловьевой, несколько групп показателей приспособленности первоклассников к систематическому школьному обучению. 

1. Организационная адаптация, как приспособление к новой системе организации жизни, отражает принятие ребенком новой социальной позиции школьника. 

2. Учебно-мотивационная адаптация. Одним из условий является сформированность системы учебных мотивов, которые необходимы для успешной учебной деятельности на протяжении всего школьного периода. 

3. Психологическая адаптация отражает состояние эмоциональной сферы детей в процессе учебной деятельности и учебного взаимодействия и психологическое здоровье первоклассников в целом. 

4. Социальная адаптация выявляет поведенческие особенности ребенка в процессе школьного обучения, установление контакта с учителем и одноклассниками [4]. 

Школьная адаптация является довольно сложным процессом приспособления и привыкания ребенка к школе и школы к ребенку. Во многих случаях, данный процесс занимает от 5 до 6 недель, но случается, что он тянется до полугода, а иногда,  и до полутора лет. В такой ситуации психологи говорят о дезадаптации. Длительность адаптации зависит от различных факторов : индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.  

В России похожим вопросом одним из первых стал заниматься К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы учения, он рассмотрел некоторые познавательные процессы и выявил, что успешность обучения будет достигаться при определенных показателях развития психических функций. Неблагоприятными факторами к началу школьного обучения были описаны: слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, невыговаривание сложных слов. 

Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольный период развития формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числах, количестве, окружающей среде, а так же в этот период происходит интенсивное развитие психических функций и адаптационных процессов. Уровень развития психических функций являются всего лишь предпосылками для школьного обучения, а вот успешность обучения определяется правильно построенным учебным процессом с опорой на эти предпосылки [6].  

Успешность адаптации и готовности к обучению в школе определяется как предыдущими личными накопленными знаниями и опытом, так и уровнем развития организма и психики [3]. 

Основным видом деятельности учащегося становится усвоение общих знаний, за которые в дальнейшем ребенок несет ответственность перед самим собой, школой и семьей. 

Согласно работе М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. 

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. или  

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать. 

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку [1]. 

Процесс адаптации к школе обучающихся с умственной отсталостью проходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников. Однако, имеется ряд особенностей развития, влияющих на процесс школьной адаптации. Общим для всех обучающихся с умственной отсталостью являются аномалии развития интеллектуальной сферы, определяющей степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности. Интеллектуальный дефект у обучающихся, входящих в данную группу, проявляется нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению [4]. 

Умственная отсталость проявляется общей психической невыносливостью, неспособностью к длительному напряжению, быстрой истощаемостью и низкой работоспособностью, двигательной расторможенностью, неусидчивостью, обилием лишних движений, болтливостью, импульсивностью и вялостью. 

Расстройства поведения у этих обучающихся достаточно серьезные, а недоразвитие познавательной сферы усугубляет их проявления. Эмоционально-волевые расстройства проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности. Наблюдается нарушение взаимодействия с окружающими, боязнь новой обстановки, требований [2]. 

Т. Д. Ильяшенко и Н. М. Стадненко отмечают, что обучающимся с нарушенной познавательной сферой недоступно получение удовольствия от активной интеллектуальной деятельности. Обучающиеся с умственной отсталостью поступающие в первый класс и приступающие к обучению в образовательном учреждении, реализующем адаптированные образовательные программы, оказываются не готовыми к нему мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, саморегуляции, т. е. наблюдается общая психическая незрелость личности [4]. 

Рассматривая субъективные признаки дезадаптации и особенности развития умственно отсталого ребенка  мы видим: низкий уровень мотивации к обучению, негативное отношение к школе, несформированность навыков учебной деятельности, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, большой количество обучающихся из неблагополучных семей, неприспособленность к темпу школьной жизни, педагогическая некомпетентность родителей, отсутствие положительного отношения к школе.  Все это приводит к школьной дезадаптации или к тяжелой адаптации.  

Особую трудность при адаптации к школе испытывают обучающиеся с осложненной формой умственной отсталости и с атипичной формой, так же дети из неблагополучных семей. 

 

Литература:

1. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: учеб. Пособие / М.М.Безруких, С.П. Ефимова – М.: Академия, 2000. – 247 с. 

2. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с. 

3. Борисова А.В. Формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта как одно из условий их адаптации в обществе // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2015.

4. Джорухян Е.А. Проблема школьной адаптации детей с комплексным нарушением развития // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие [Электронный ресурс] / Е.А. Джорухаян. – 2015. – №4 (11).

5. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций / О.А. Карабанова. – М.: Изд- во: Айрис-пресс, 2005. – 240 с. 

6. Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков / С.Г. Касвинов. – Харьков: Райдер, 2013. –  460 с. 

7. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1997. – 108с. 

8. Кулагина И.Ю.  Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: «Сфера», 2002. – 175 с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN