Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Вклад К.Д. Ушинского в систему работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР

Дата публикации: 2023-12-19 14:40:36
Статью разместил(а):
Лемешко Елена Николаевна

Вклад К.Д. Ушинского в систему работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР

Contribution of K.D. Ushinsky to the system of literacy training for preschool children with SSD

 

Автор: Лемешко Елена Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка», г. Ялта, Россия

e-mail: helen-deus@mail.ru

Lemeshko Elena Nikolaevna

Kindergarten № 22, Yalta, Russia.

e-mail: helen-deus@mail.ru

 

Аннотация: В статье кратко раскрывается роль Константина Дмитриевича Ушинского в разработке и внедрении в отечественную систему работы по обучению детей грамоте звукового аналитико-синтетического метода, который успешно используется коррекционными педагогами (учителями-логопедами) в работе с детьми с особыми образовательными потребностями (тяжелыми нарушениями речи) и при умелом применении помогает ребенку осознать речь как объект познания, что является основой для успешного усвоения им письменной речи.

Abstract: The article briefly reveals the role of Konstantin Dmitrievich Ushinsky in the development and introduction into the domestic system of work on teaching children to read and write of the sound analytical and synthetic method, which is successfully used by correctional teachers (speech therapists) in working with children with special educational needs (severe speech disorders) and, with skillful application, helps the child to understand speech as the object of knowledge, which is the basis for the successful assimilation of written speech

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, обучение грамоте, тяжелые нарушения речи, звуковой аналитико-синтетический метод.   

Keywords: K.D. Ushinsky, literacy training, severe speech disorders, sound analytical and synthetic method.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Тема обучения грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (тяжелыми нарушениями речи) в рамках использования звукового аналитико-синтетического метода тесно связана с педагогическим творчеством Константина Дмитриевича Ушинского, поскольку именно он был основоположником данной системы обучения чтению и письму в отечественной системе образования.  

Актуальность вопроса обучения грамоте дошкольников с особенностями развития обусловлена такими факторами, как постоянный рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже в пределах любой дошкольной образовательной организации четко прослеживается увеличение обучающихся с особыми образовательными потребностями в течение последних лет, значительную долю занимают в этой статистике дети с тяжелыми нарушениями речи.

Между тем, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  определяет сформированность у дошкольников  предпосылок грамотности как один из целевых ориентиров дошкольного образования на этапе выпуска ребенка в школу независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. И, хотя, данные требования не являются обязательными, но чем ближе дошкольник с ОВЗ  к освоению этих ориентиров, тем меньше трудностей возникнет у него с переходом на следующую ступень образования.

Таким образом, у педагога возникает необходимость адаптировать содержание Программы по данному разделу для успешного достижения детьми с тяжелыми нарушениями речи вышеупомянутых целевых ориентиров, что приводит к поиску наиболее эффективных методик работы.

Одним из основных наиболее эффективных методов обучения, используемых и в настоящее время в процессе подготовки к обучению грамоте  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, является звуковой аналитико-синтетический метод, разработанный и предложенный еще в 1864 году К.Д. Ушинским. В учебнике «Родное слово» содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Учебник состоял из двух книг: «Азбуки» и «Первой после азбуки книги». В своем труде Константин Дмитриевич поместил идеи о первоначальном обучении грамоте, давал звуковые упражнения, подготавливающие к чтению, писал о совместном изучении письма и чтения, предлагал прописи, похожие на современные.

И, хотя, первоначально данный метод обучения был рассчитан на работу со школьниками, его основные принципы и приемы успешно много лет используются и в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе, и в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.  Рассмотрим вкратце, как именно соблюдаются эти основы звукового аналитико-синтетического метода в работе по обучению грамоте детей с особенностями развития.

Работа по обучению грамоте начинается с момента поступления ребенка в логопедическую группу и занимает 3-4 года до выпуска в школу. Это время условно делится на период подготовки к обучению грамоте с детьми 3-4-х лет, и на период, собственно говоря, обучения грамоте в старшей и подготовительной группах. Здесь мы видим прямую аналогию с добукварным и букварным периодами, предложенными Константином Дмитриевичем Ушинским в учебнике «Родное слово». При этом, и в первом и во втором периодах за основу работы берется звук, также как и в первоначальном варианте звукового аналитико-синтетического метода. Звуки мы изучаем не в алфавитном порядке, как и предлагал К.Д. Ушинский. Сначала изучаются гласные звуки, а затем согласные звуки раннего онтогенеза.

В подготовительном периоде вводятся специальные зрительные символы звуков внешне напоминающие очертания губ при соответствующей артикуляции, например, звук У обозначается маленьким кружочком, либо используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, например, Т – стучит молоток. Такая символика обеспечивает в том числе и опору на живую речь и жизненный опыт дошкольников, а так же привлекает внимание к артикулированию звуков.

Следующий этап обучения – работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза – начинается в старшей группе, где осуществляется замена символа на букву и вводятся общепринятые цветовые обозначения звуков. И на этом этапе за основу аналитической и синтетической работы берется звук, пристально рассматривается артикуляция каждого изучаемого звука, огромное внимание уделяется работе развитию речевого слуха и слухового внимания, как на материале речевых, так и неречевых звуков.

На протяжение всего периода обучения грамоте в старшей и подготовительной группе много внимания уделяется работе по выделению речевых звуков из потока звуков, слогов, слов, подбору слов на изучаемые звуки, а так же первостепенную роль играет работа по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

В качестве единицы чтения берется слог, письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним, что обеспечивает профилактику возникновения расстройства чтения и письма в начальной школе, к которым склонны дети с тяжелыми нарушениями речи.

Эффективность использования звукового аналитико-синтетического метода, разработанного К.Д. Ушинским в работе по обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи подтверждается результатами сравнительной диагностики, показывающими значительное повышение уровня сформированности фонематического слуха, навыков звукового анализа. синтеза и навыков чтения у детей в конце коррекционного обучения по сравнению с начальным, практически нулевым, уровнем готовности к обучению грамоте в начале пути.

Таким образом, звуковой аналитико-синтетический метод Константина Дмитриевича Ушинского не потерял своей актуальности и эффективности и в наше время. Каждый педагог, используя его основные принципы и приемы, имеет широкие возможности для его творческого применения в работе как с обычными детьми, так и с детьми с особыми образовательными потребностями.

 

 Список литературы:

1. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащих: Советы родителям и наставникам о первоначальном преподавании вообще и первоначальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово»: Год первый – 1861.

2. Ушинский К.Д. Русская школа/. – М., 2002.

3. Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи: Статья – М.: журнал «Дефектология», 1985. – стр. 68-70.

4. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. — М.: ООО «Издательство Гном и Д », 2000. – 48с.

5. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999. – 112с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN