Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Особенности влияния цвета на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей с ОНР

Дата публикации: 2023-09-18 13:49:30
Статью разместил(а):
Мухаметшина Арина Дмитриевна

Особенности влияния цвета на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей с ОНР

Features of the influence of color on the development and correction of emotional-volitional processes in children with general underdevelopment of speech

 

Авторы:

Мухаметшина Арина Дмитриевна

МАДОУ «Детский сад № 368», г. Казань, Россия

 e-mail: mushka1811@mail.ru

Mukhametshina Arina Dmitrievna

Kindergarten № 368, Kazan, Russia

Лукоянова Елена Александровна

МАДОУ «Детский сад № 10», г. Казань, Россия

Lukoyanova Elena Aleksandrovna

Kindergarten №10, Kazan, Russia

 

Аннотация: В статье раскрывается тема использования хромотерапии для оказания благоприятного влияния на психику детей, установление тесного эмоционального контакта педагога с каждым ребенком и на развитие познавательных процессов. Учителя-логопеды раскрывают примеры воздействия цвета на психику людей и  об эффективности хромотерапии в  коррекционно – педагогической работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи.

Abstract: the article reveals the topic of the use of chromotherapy to have a beneficial effect on the psyche of children, the establishment of close emotional contact of the teacher with each child and the development of cognitive processes. Speech therapists reveal examples of the impact of color on the psyche of people and the effectiveness of chromotherapy in the correctional and pedagogical work of a speech therapist with children with general speech underdevelopment.

Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа, хромотерапия, физиологическая и психологическая составляющие, воздействие цвета на человека.

Keywords: correctional and pedagogical work, chromotherapy, physiological and psychological components of the effect of color on a person.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Давно известно, что появление эмоциональных и речевых расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток внимания, семейные трагедии, родительская жестокость – вот неполный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

С каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Наряду с речевым недоразвитием у большинства таких детей наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, которая сопровождается недостаточной выраженностью познавательной деятельности. Дошкольники не знают цвета и формы, у них бедный словарный запас, а некоторые просто не могут говорить фразами, им трудно высказать, что их беспокоит, свою обиду, и единственный способ привлечь внимание взрослого – это слезы, капризы, агрессивное поведение по отношению, как к сверстникам, так и к педагогам. У детей очень высокий уровень мышечного и психоэмоционального напряжения, страхи, тревожность, замкнутость, плаксивость, настороженное отношение к взрослым.

Поэтому нужно помочь агрессивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, нужно объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими, нужно помочь неуверенному и робкому ребенку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способности и таящиеся в душе таланты. Нужно пробудить заторможенного и вялого, снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного. Никакие наши «нельзя» и «неправильно», никакие уговоры, увещевания и наказания не способны существенно изменить поведение ребенка. Поведение зависит от очень многих факторов: от природного темперамента, от установок и взглядов на мир, усвоенных ребенком в семье и от особенностей протекания эмоционально – волевых процессов и многого другого.

У многих дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются снижение самооценки, сложности общения с окружающим миром, эмоциональная нестабильность. Каждый специалист, работающий с детьми может назвать множество негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы устранить нежелательное поведение, мешающее эффективной коррекционной логопедической работе, а в том, чтобы выявить и устранить его причину, так как поведение – это лишь следствие, проявляющееся во внешнем видимом плане. Важно жить не в категориях «правильно - неправильно», «полезно - вредно», «хорошо - плохо», а чувствовать, как ребенок относится к тому или иному событию, что он испытывает, что ему нужно.

Чтобы коррекционно-педагогическая работа, в первую очередь направленная на успешную адаптацию детей к новым видам занятий, направленных на устранение речевого деффекта, снятию отрицательных эмоций, оказание благоприятного влияния на психику детей, установление тесного эмоционального контакта педагога с каждым ребенком и на развитие познавательных процессов была эффективной, можно использовать такой  метод, как хромотерапия.

Многочисленные наблюдения позволили выявить особенности и закономерности влияния цвета на психологические функции и эмоции человека и наоборот – изменения восприятия цвета в зависимости от эмоционального и психологического состояния.

«Цвет» -  мощное средство эмоционального воздействия на человека. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента уровня эстетического вкуса человека. Гете называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции», считая, что «свет-цвет-эмоции» являются звеньями одной цепи.

Любимые и нелюбимые цвета невольно влияют на наше самочувствие.

Доктор Макс Люшер, психолог исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а не гормональные нарушения в нем.

Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном и насыщенностью. По данным исследования Ч.А. Измайлова, если представить цветовой тон в виде непрерывного континуума, то эмоция, выражающая радость, расположена  в синей, грусть – в салатовой, гнев – в красной, испуг – в оранжевой, удивление – в бирюзовой цветовой гамме.

Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в организме: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.

Можно привести множество примеров воздействия цвета на психику людей:

- Красный цвет способен помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии, он активизирует, повышает физическую работоспособность, укрепляет волю, улучшает настроение, способствует преодолению трудностей и препятствий.

- Оранжевый и персиковый оказывают активизирующее воздействие на замкнутых и недоверчивых людей, помогая им освободиться от страха, открыться, довериться и развивать нереализованные способности.

- Жёлтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия. Связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной.

- Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

- Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения. Стимулирует творчество, веру и преданность, он связан с самоанализом и самоуглублением. Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью, навязчивыми идеями.

- Голубой цвет также как и синий оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Он утешает и успокаивает душу.

- Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение. Он связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями человека. Он соединяет противоположности: независимость и подчинение, могущество и слабость, мудрость и наивность, земное и божественное.

- Розовый цвет воплощение доброты и мягкости. Он успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта, развивает чувствительность, пробуждает интуицию; тонизирует при подавленном состоянии.

- Коричневый цвет – успокаивающий и сдержанный. Он помогает почувствовать себя  защищенным, снимает напряженность и тревогу, дарит спокойствие и здравый взгляд на мир и уверенность в себе.

- Белый цвет помогает преодолевать трудности и повышает самооценку. Он оказывает благотворное  влияние на замкнутых и скованных.

- Черный цвет – это покой и тишина. Пристрастие к черному может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего – то важного.

- Серый цвет способен управлять эмоциями, восстанавливать порядок. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здраСомыслие, чувство меры и умение решать сложные проблемы.

- Серебряный цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Он развивает фантазию и воображение, беспристрастность и терпимость к мнению окружающих.

- Золотой цвет – уверенность в неиссякаемости своих ресурсов и решительность в действиях.

Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабельность и вообще суть каждого из нас характеризуют определенные цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами. Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

Например, в системе воспитания японских педагогов сначала выявляются цвета, полностью отсутствующие в рисунках детей. Затем восприятие постепенно расширяется и, в конечном итоге, дети овладевают всеми известными цветами, включая ранее отвергаемые.

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с природой, в гармонии с космосом.

В связи со всем вышеизложенным, можно говорить о целесообразности и эффективности использования метода хромотерапии в  коррекционно-педагогической работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи.

 

Литература:

1. Бондс Л. Магия цвета (цветотерапия на каждый день). СПб.,1997 г.

2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб.: 2000 г.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. Соч. – том 4. – М., 1984 г.

4. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ – 1995 г. - № 4. – С. 27 – 35. 

5. Криулина А.А. Цвет в нашей жизни./ Хрестоматия по психологии (из серии «познать человека») – Курск, 1993г.

6. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005г.

7. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика. – М.: Школьная пресса, 2004 г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN