Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Взаимодействие учителя и тьютора в пространстве урока

Дата публикации: 2023-08-18 11:19:48
Статью разместил(а):
Безбабная Наталья Андреевна

Взаимодействие учителя и тьютора в пространстве урока

Interaction between the teacher and the tutor in the lesson space

 

Автор: Безбабная Наталья Андреевна

ГБОУ "СОШ № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации Д.А. Соловьева", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: pna_z@mail.ru

Bezbabnaya Natalia Andreevna

Secondary school No. 319 of the Petrodvorets district of St. Petersburg named after the Hero of the Russian Federation D.A. Solovyov, St. Petersburg, Russia

E-mail: pna_z@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности взаимодействия учителя и тьютора при обучении ребёнка с РАС. Разграничиваются и определяются роли тьютора и учителя в пространстве урока. Представлены ключевые этапы построения педагогического процесса, и организация урока. Анализируются пути преодоления трудностей, возникающих в ходе учебного процесса у обучающихся с РАС.

Abstract: The article discusses the features of the interaction between the teacher and the tutor in teaching a child with ASD. The roles of the tutor and the teacher in the lesson space are differentiated and determined. The key stages of building the pedagogical process, and the organization of the lesson are presented. The ways of overcoming the difficulties that arise in the course of the educational process among students with ASD are analyzed.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, тьютор, педагогическое взаимодействие, адаптированная образовательная среда.

Keywords: autism spectrum disorder, tutor, pedagogical interaction, adapted educational environment.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

В системе общего начального образования в последние десятилетия произошли значительные изменения, оказавшие влияние на особенности деятельности педагогов в образовательном учреждении. Это и процесс модернизации образования в целом, и изменение приоритетов в образовательной политике, и смещение концептуальных ориентиров - все это привело к необходимости создания гибкой структуры методической службы и изменению подходов к методической сфере деятельности учителя.

В процессе педагогического образования, одной из ключевых является методическая работа, значительную роль играет тьюторство. В педагогической науке тьюторство – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Если говорить упрощённо, то тьютор – это педагог, который помогает и направляет своего подопечного. Сегодня в школе из-за включения в процесс образования обучающихся с РАС появилась острая потребность в индивидуальной помощи (поддержке) таких учеников тьютором, на протяжении всего образовательного процесса. Роль тьютора в образовательном учреждении строится на определении его компетенций и квалификации, с учетом изменения роли учителя в образовательном процессе.

Многолетний опыт показал, что сопровождение обучающегося с РАС тьютором в школе является самой эффективной при формировании учебной деятельности, так как осуществляется постоянное педагогическое сопровождение. Тьюторское сопровождение ребенку с РАС отражено в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии.

Учитель и тьютор должны работать в одной команде. Они взаимодействуют в трех основных направлениях:

1) в образовательном процессе;

2) в процессе социализации;

3) в процессе работы с родителями (законными представителями) ребенка с РАС. 

Рассмотрим результативность взаимодействия тьютора и учителя в процессе обучения детей с РАС на уроке.   

Основные этапы сотрудничества учителя и тьютора в образовательном процессе – это:

· Обсуждение целей, задач и методов совместной работы;  

· Совместное планирование уроков с учетом поставленных целей и задач урока в соответствии с ожидаемым уровнем освоения детей с РАС конкретной темы и запланированными результатами.

· Разработка дифференцированных и индивидуальных заданий, включение детей в различные формы активности на уроке и в различные формы учебного взаимодействия (работа в парах, индивидуальная работа и работа в мини-группах, фронтальная работа).

· Обсуждение затруднений, которые могут возникнуть в ходе образовательной деятельности обучающихся с РАС и путей их преодоления;

· Ежедневное наблюдение и фиксация поведения обучающихся в школьной среде, с целью совместного ведения работы по преодолению   возникающих трудностей. Учитель, и тьютор записывают в «Дневник наблюдения» индивидуальные особенности и поведенческие проявления детей с РАС в образовательном процессе. Анализируя зафиксированные наблюдения, педагоги планируют эффективное построение взаимодействия в тройке: ребенок - учитель - тьютор.  

Тьютор — это первый помощник учителя в ходе учебной деятельности. Цель работы тьютора в ходе организации учебного процесса детей с РАС, это:

· Адаптация образовательной среды.

Обучающиеся с РАС из-за своих особенностей не могут находиться на равных условиях с другими детьми класса, так как способы, темп и эффективность восприятия информации ими всегда индивидуальны, поэтому тьютор оказывает помощь учителю тем, что обеспечивает успешное решение задач в ходе прогрессивного личностного развития детей с РАС. Помогает создавать комфортные условия для успешного включения детей в процесс урока, организует рабочее пространство для ребенка в соответствии с требованиями и индивидуальными особенностями. 

· Тьютор оказывает помощь учителю в адаптации учебного материала.

Реализует поиск средств эффективного усвоения материала обучающимися, осуществляет сбор и адаптацию наглядного и раздаточного материала, специальных дидактических пособий, компьютерных программ, канцтоваров и др.

Тьютор призван облегчить процесс обработки и восприятия детьми с РАС полученного учебного материала и выступает в качестве связующего звена между учителем и учеником.

Взаимодействие учителя и ученика происходит через непосредственное участие в учебном процессе тьютора.

Например, учитель на уроке ставит перед детьми учебную задачу, но дети с РАС зачастую не могут самостоятельно оценить и обработать полученную от учителя информацию, тьютор должен в этом случае помочь ребенку, адаптируя и индивидуализируя инструкцию учителя. Задача тьютора открыто не вмешиваться в образовательный процесс, он связующее звено между учителем и детьми. 

В ходе урока взаимодействие учителя и тьютора протекает в одностороннем порядке. Учитель обращается непосредственно к ребенку, но опосредованно к тьютору. Тьютор всегда внимателен и сосредоточен, готов оказать помощь обучающимся в любую минуту.

Дети с РАС имеют индивидуальные особенности и неповторимы, поэтому не может быть единых шаблонов для педагога в образовательном процессе обучающихся данной категории. Это означает, что во время урока на тьютора ложится ответственность определять, какой вид подсказки или помощи использовать, учитывая индивидуальные особенности, уровень знаний детей, их настроение и другие факторы.

Рассмотрим основные виды подсказок, которые могут использоваться на уроках, как эффективные средства обучения детей с расстройствами аутистического спектра.  

1. «Рука в руке» или полная физическая подсказка.

Учитель дает обучающемуся учебную задачу, тьютор находится позади ученика и придерживает его руки своими руками. Тьютор производит все действия сам, используя руку (руки) ребенка. Таким образом тьютор направляет действия ученика на протяжении всей деятельности. При этом дает голосовые инструкции и хвалит ребенка учитель. 

2. Частичная физическая подсказка.

Дает задание учитель, тьютор оказывает обучающемуся некоторую помощь, направляя действия обучающегося на протяжении части целевой деятельности.  

Основное правило - целью обучения является самостоятельная деятельность ребенка, автоматизация навыков и выполнение ребенком поставленной учебной задачи без поддержки. Поэтому педагоги должны планировать постепенное снижение уровня физической поддержки. 

Физическая подсказка может быть использована при обучении навыкам письма, игровым навыкам или имитации, при формировании поведения слушателя (понимание инструкций/речь), при выполнении заданий на визуальное восприятие (соотнесение, последовательности).

3. Жестовая подсказка.

Включает в себя указательный жест, кивание (качание) головой или любой другой вид действия, которое обучающиеся могут наблюдать у педагога.

Ребенок в ходе выполнения учебных задач наблюдает за жестами тьютора или учителя, и понимает продолжать выполнять задание или закончить. Например, начинать выполнять задание (играть) по хлопку, оканчивать задание (игру) после движения педагога в виде перекрещенных рук. В нашей жизни существует целая система жестов-подсказок, которые люди применяют в повседневности. Например, жесты, символизирующие движения (ходьбу, бег, прыжок), действия (есть, пить, писать) или предметы (руль, шапка). Жест одобрения, поощрения ребенка – это может быть улыбка, кивок головой, движение рук, приглашающее ребенка войти в помещение или продолжить начатое действие. Тьютору и учителю необходимо показывать детям свою радость и одобрение от совместной деятельности, при чем не только радость успехов и от готовности продолжать выполнять задание, но и от того, что пока не очень хорошо получается. Данный вид подсказки осуществим во всех областях обучения. 

4. Моделирование учебных ситуаций. 

Тьютор и учитель моделируют положительное поведение обучающихся при выполнении учебной задачи.  Например, если педагог просит обучающегося взять учебные материалы, то тьютор может самостоятельно выполнить данные действия в качестве подсказки. Таким образом, педагоги демонстрируют обучающемуся модель учебных действий.

5. Визуальная подсказка (поддержка).

Данный вид подсказок предполагает использование текста, картинок, знаков, видео, схем, рисунков, инструкций на бумажных или электронных носителях. В процессе выполнения учебных задач детям с РАС могут также понадобиться дополнительные визуальные подсказки, которые закладываются в сами материалы занятий. Например, педагог просит ребенка выбрать карточку, то есть показать её из трех или четырех предложенных вариантов. При этом дня наглядности в особенно сложных случаях нужная карточка будет крупнее по размеру.     

6. Позиционная подсказка.

Данную подсказку следует использовать, при работе за партой (столом). Педагог выстраивает на парте (столе) последовательность объектов (изображений), при этом располагает верный объект (изображение) ближе к ученику, для того, чтобы ребенок правильно выполнил задание. Например, тьютор показывает ребенку три изображения – яблоко, мячик и ботинок – затем просит ребенка: «Покажи, фрукт». Тьютор выставляет ближе всего к ребенку изображение яблока, которое ребенок заметит в первую очередь.

Данный вид подсказки применяется в основном при формировании умений визуального восприятия. Сокращение позиционной подсказки происходит в ходе постепенного изменения способа и объема предоставления материалов. 

7. Вербальная подсказка.

Это применение устных подсказок и слов. Вербальную подсказку используют при обучении умению просить доступным способом, комментировать (описывать и называть объекты, не имея намерений их получить), для обучения спонтанному произношению звуков (вербальная имитация, заполнение пробелов во фразах/ стихах/песнях), при развитии и формировании коммуникативных и социальных навыков (приветствие, прощание и т.п., определение социальной ситуации). 

Частичная вербальная подсказка – учитель задает вопрос, а тьютор дает ответ на вопрос ученику лишь частично или просто произносит первое «слово» или первую «фонему или звук» и др.

Полная вербальная подсказка – тьютор дает ребенку полный устный ответ (произнесение только слов или всей фразы) на заданный педагогом вопрос, а ребенок повторяет за тьютором.  

Советы по использованию подсказок:

Подсказку следует использовать сразу после инструкций учителя. При формировании нового навыка, умения, подаче нового учебного материала подсказки должны быть самыми значительными. В ходе следующего этапа подсказки целесообразнее встраивать в обучающий процесс, только в случае, если обучающемуся самостоятельно не под силу выполнить учебное задание. А в последствии стараться полностью уйти от них, чтобы ученик выполнял инструкции самостоятельно, без использования подсказок. Это необходимо для того, чтобы у обучающегося не возникло зависимости от подсказок, и он излишне не полагался на в будущем.   

Взаимодействие учителя и тьютора в учебном процессе по обучению и коррекции ребенка с РАС предполагает единую направленность педагогического воздействия. Педагоги совместно работают над оценкой навыков ученика, коллегиально выбирают методы и средства обучения, основные цели обучения и коррекции исходя из индивидуальных особенностей ребенка с РАС, это является залогом эффективного усвоения знаний ребенком с РАС. Так же командная работа тьютора и учителя позволяет реализовывать в полной мере системный подход и повысить общую эффективность образовательного процесса, а также обеспечивает условия для личностного и общекультурного развития ребенка с РАС не только в учебном процессе, но и в формировании ключевой жизненной компетенции.

 

Список литературы:

1. Ковалева Т.М., «Профессия «Тьютор» / Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина, М.-Тверь 2012г.: «СФК-офис», 2012.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2011.

3. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2017.

4. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN