Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Использование методов мнемотехники в обучении детей с ОВЗ

Дата публикации: 2023-03-21 10:26:01
Статью разместил(а):
Шамлова Ирина Александровна

Использование методов мнемотехники в обучении детей с ОВЗ

The use of mnemonics methods in teaching children with disabilities

 

Авторы:

Михеева Лариса Евгеньевна

ГБОУ "СОШ № 1", с. Приволжье, Самарская область, Россия

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Mikheeva Larisa Evgenievna

Middle School1, v. Privolgie, Samara region, Russia

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Шамлова Ирина Александровна

ГБОУ "СОШ № 1", с. Приволжье, Самарская область, Россия

e-mail: irina24091994@mail.ru

Shamlova Irina Alexandrovna

Middle School1, v. Privolgie, Samara region, Russia

e-mail: irina24091994@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы раскрывают теоретические основы мнемоники. Изложенный материал представляет огромный интерес для коррекционных классов, а также для учителей, работающих с детьми с ОВЗ.

Abstract: In this article, the author reveals the theoretical foundations of mnemonics, the material presented is of great interest for correctional classes, as well as for teachers working with children with disabilities.

Ключевые слова: мнемоника, мнемонический прием, мнемотехника, мнемонический материал.

Keywords: mnemonics, mnemonic technique, mnemonics, mnemonic material.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Не секрет, что изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению (список можно продолжить) – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая и по сей день «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности. В наше время проблема заинтересованности предметом является актуальной, злободневной, она активно изучается и еще остро нуждается в исследованиях.

Теоретическая часть мнемоники русского языка целенаправленно не изучалась. Встречаются в журналах небольшие статьи, но они дают отрывочные, неполные, а иногда противоречивые представления, подчас занимательный материал выдается за мнемонический.

Выбор именно этой темы аргументируем следующими причинами:

  • Нельзя объять необъятное, т.е. глубоко, детально исследовать все приемы объяснения нового материала и все средства развития интереса.
  • Наличие слабых классов и большого количества детей с ОВЗ способствовало тому, чтобы искать приемы объяснения нового материала на низшем, более доступном уровне.

Данная работа – это не только использование мнемонических приемов на уроках русского языка, а также развитие интереса к уроку, так как резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.). Успех заключается в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными (хорошо известно, что  знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению).

1. Мнемотехника и история ее возникновения.

Мнемоника (греч. Mnemonіka – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.

Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение о том, что мнемотехника применяется давно во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована давно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.

Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности слабых учащихся. Этих школьников «пугали» и отворачивали от предмета и громоздкие логические рассуждения, и терминология, а как следствие этого – потеря интереса к уроку, к предмету. Психологами уже давно доказано, что слабого ученика отталкивают многошаговые рассуждения в решении орфографической задачи. Замечено: если алгоритм рассуждения состоит из трех и более шагов, то где–то на третьем этапе наш ученик начинает скучать, а на четвертом – мысленно махнет рукой и начнет действовать наугад. Ребенок интуитивно постигает язык как сложно организованную систему; будет ли она размыта деформированной речевой средой и потому личностно чуждыми и несоответствующими с я – концепцией правилами, зависит от нас». Мнемотехника благодаря своим ассоциативным связям «чуждый» материал преобразует в ясный и понятный.

Конечно, в задачи учителя входит интеллектуальное развитие детей и развитие речи, и формирование представлений о языке как о системе, и многой другое, но все – таки программа – минимум есть грамотное письмо. Понимаешь, что не самое главное каким образом была усвоена данная тема, главное – чтобы она была осознана.

Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.

Классификация приемов мнемотехники:

1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и звуков, дозволительно и неполное, частичное сходство).

2) Рифмовки. Общность ударений.

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.

4) Сказки – ассоциации.

5) Схематично – рисуночная мнемоника.

6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника.

1. Буквенно-звуковая мнемоника.

Интересным примером первой группы – наличие одинаковых букв и звуков. Мы сами порой путаем глаголы одеть – надеть, не говоря об учениках. «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого-то, а на себя надевать: «На себя надену, Олечку одену».

2. Рифмовки. Общность ударений.

Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма. Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

1. Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты.

2. Нефтепрово'д сломал бегемо'т.

3. Отнесенность к одному словообразовательному типу.

Третья группа – отнесенность к одному словообразовательному типу. Сюда мы можем отнести всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-, до-, с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова окно с такими же предлогами.

4. Сказки-ассоциации.

Следующая группа – сказочные правила с элементами мнемоники. Казалось бы: в последнее время нет недостатка в литературе такого рода. Всевозможные сказки, шуточные минирассказы, фантастические истории и пр. более десятка лет широко тиражируются, занимая определенную нишу в методике русского языка.

5. Схематично-рисуночная мнемоника.

Схемы, таблицы, различные модели алгоритмов – все это эффективно для ребят с логическим типом мышления, а для школьников с наглядно – образным мышлением восприятие таких моделей подчас чрезвычайно сложны. Поэтому схематично-рисуночная мнемотехника – это альтернатива.

6. «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника.

Если правило мы можем «подержать» в руках, «пощупать» его, «попробовать на зуб», то речь идет о «пальчиковой» мнемотехнике.

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Использование мнемотехники необходимо, так как он нашел живой отклик у учеников и способствовал повышению успеваемости. Мнемонический материал помогает экономить время при повторении.

На наш взгляд, изложенный материал представляет огромный интерес для коррекционных классов, а также для учителей, работающих с детьми с ОВЗ.

 

Литература:

1. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». – 1999. – №5. С. 39–40.

2. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.- 210с.

3. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973. – 329с.

4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». – М., 2002. – 95с.

5. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983. -130с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN