Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование нейропсихологических игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

Дата публикации: 2023-01-25 16:56:11
Статью разместил(а):
Карловская Людмила Михайловна

Использование нейропсихологических игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Using neuropsychological gamesin the correctional and developmental work of a teacher-psychologist with preschool children with disabilities

 

Авторы:

Бурцева Анжелика Васильевна

МБДОУ "Детский сад № 75", Белгород, Россия.

e-mail: psihologi75@yandex.ru

Burtseva Angelika Vasilyevna

Kindergarten № 75, Belgorod, Russia.

e-mail: psihologi75@yandex.ru

Карловская Людмила Михайловна

МБДОУ "Детский сад № 75", Белгород, Россия.

e-mail: psihologi75@yandex.ru

Karlovskaya Lyudmila Mikhailovna

Kindergarten № 75, Belgorod, Russia.

e-mail: psihologi75@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается возможность применения педагогом-психологом наряду с задачами стандартного обучения, нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей с ОВЗ, при условии правильной организации коррекционного процесса. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем психическом развитии.

Annotation: The article considers the possibility of using by a teacher-psychologist, along with the tasks of standard training, neuropsychological methods and techniques that have a positive impact on the formation of brain processes of children with disabilities, provided the correct organization of the correctional process. This approach will contribute to the achievement of age standards in general mental development.

Ключевые слова: дети со статусом ОВЗ, нейропсихологический подход, нейропсихологические игры и упражнения, межполушарное взаимодействие.

Keywords: children with disabilities, neuropsychological approach, neuropsychological games and exercises, interhemispheric interaction.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности не только потому, что наиболее доступна и свойственна детской природе, а еще и потому, что вызывает качественные изменения в детской психике. В игре формируется произвольность внимания, памяти, развивается умственная и мыслительная деятельность. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.

Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, которые не позволяют им в разной степени вести полноценную жизнь. Они испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений, повышенная утомляемостью и высокая истощаемостью.

Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встает много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии.

Применение традиционных общепринятых психолого-педагогических методов коррекции во многих случаях малоэффективны или невозможны в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае, очень успешным становится применение в психолого-педагогической практике нейропсихологического подхода, базирующегося на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. 

Нейропсихологические игры - это комплекс телесно-ориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - образовывать новые нейронные связи. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. К тому же, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными, чересчур импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе.

Регулярное использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приводит к следующим результатам: синхронизируется работа полушарий головного мозга; повышается стрессоустойчивость и снижается утомляемость; развивается слуховое и зрительное внимание, память, речь, произвольный контроль; совершенствуется умственная и мыслительная деятельность; развивается мелкая и крупная моторика;  ускоряется формирование пространственных представлений и пространственной ориентации.

Нейроигры имеют ряд преимуществ:

- занятия проходят в игровой форме;

- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;

- многофункциональность и универсальность пособий;

- активация речи в сочетании с двигательной активностью;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом-психологом.

В своей работе с детьми, параллельно с задачами стандартного обучения, мы используем ряд нейропсихологических упражнений и приемов (нейроигр), позволяющих с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Предлагаем простые игры, которые мы используем в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Нейроигра «Умные дорожки» позволяет задействовать ребенку обе руки для одновременного проведения пальцами по заданной дорожке. Игра развивает межполушарные связи и психические процессы: координацию движений, синхронизирует работу глаз и рук, развивает мелкую моторику, мышление, концентрацию внимания. 

Похожая игра «Рисование двумя руками», используются карандаши, фломастеры, мелки для обведения узоров и рисунка. Данное упражнение повышает умственную способность и работоспособность, снижает тревожность и напряжение.  

«НейроЛадошки». Ребенок поочередно, в зависимости от образца расположения ладошек, меняет положение своих рук и пальцев. Игра способствует развитию пространственных представлений, координации движений и формирует саморегуляцию.  

«Веселые перчаточки». Ребенок надевает перчатки с разноцветными пальчиками и поднимает только те пальцы, цвет которых указан на предложенной педагогом-психологом карточке. Меняются карточки - меняется участие пальчиков в игре. Упражнение развивает мелкие движения и подвижность пальцев рук, вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями.

Игры «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зайчик», «Лезгинка», «Ухо - нос» развивают произвольность, саморегуляцию и самоконтроль. Суть этих игр заключается в  последовательной смене положения рук.

«Нейротаблицы на внимание». Одновременно двумя руками находятся одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, растения, овощи и фрукты, игрушки, цифры. Играть можно одному или группой, а также на скорость.

«Лабиринт». Вначале ребенок должен проследить нужный путь глазами, а затем провести линию карандашом или пальцем. Таким образом, развивается наблюдательность и глазомер, образное мышление, формируется координация движений руки и глаза, а также умение сосредоточится и находить верный и самый короткий путь к цели.

Это далеко не полный перечень нейропсихологических игр, используемых нами в коррекционно-развивающей работе, но мы расширяем и углубляем свои знания в этом направлении и охотно применяем их на практике.

Подводя итог, мы можем отметить, что регулярное использование нейроупражнений в психолого-педагогической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает интерес и мотивирует к занятиям, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, улучшает адаптационные и социально-коммуникативные возможности дошкольников.

 

Список литературы:

1. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов \ под ред. Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель, 2019. 264 с. 

2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / под ред. Семенович А.В. М.: Генезис, 2010. 

3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 

4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.  М.: Аркти, 2009. 

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2007. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN