Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Взгляд на мир детей с ОВЗ

Дата публикации: 2022-12-18 22:05:56
Статью разместил(а):
Петрова Наталья Анатольевна

Взгляд на мир детей с ограниченными возможностями здоровья

A view of the world of children with disabilities

 

Автор: Петрова Наталья Анатольевна

МБОУ «СОШ № 102», г. Новокузнецк, Россия

E-mail: nat87620214@yandex.ru

Petrova Natalya Anatol'evna

Secondary school No 102, Novokuznetsk, Russia

E-mail: nat87620214@yandex.ru

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как работать с детьми с ОВЗ.

Abstract: In this article, the author writes about how to work with children with disabilities.

 

Ключевые слова: ОВЗ, дети, педагогический опыт.

Keywords: children with disabilities, pedagogical experience.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

В последние годы работы мне приходится работать с детьми с ОВЗ, не имея специального образования преподавать им русский язык, литературу, родной язык, родную литературу. Я хочу поделиться своим педагогическим опытом работы.

Конкретно я буду писать о работе с детьми с разной тяжестью заболевания ДЦП. Первая девочка Дарья, с которой я познакомилась в 5 классе, самостоятельно передвигаться не могла вообще, ноги у нее недвижимы, но руками она могла медленно печатать на клавиатуре.

Я сначала не знала, как подступиться и начала с беседы с родителями о любимых занятиях, интересах ребенка. Выяснив, что девочка очень любит, когда в гости приходят родственники, я начала говорить с ней о родословной. Это оказалось не напрасно, Дарья настолько увлеклась сама и подключила родных, что те удивлялись любопытству ребенка. А на компьютере стали появляться заметки.

Сначала в БЛОКНОТЕ, потом интерес возник к другим программам. Дарья все спрашивала и спрашивала, а потом самостоятельно все заносила в работу. На этом материале мы повторяли все изученное в начальной школе (части речи, орфографию, пунктуацию, культуру речи). Начали открывать в интернете различные словари с целью выяснить толкование слова, этимологию. По сути, так девочка освоила еще работу на компьютере. Объясняя новую тему, я старалась схематично на листке представить теорию, а ей надо было увиденное и услышанное оформить в таблицу и привести примеры.

Когда ребенок проходил курсы реабилитации в больнице, обучение не прекращалось по желанию Дарьи. Тогда мы созванивались и работали с почтой (еще не было дистанционного обучения). У ребенка горели глаза. Вместе мы придумали игру: Петрушка – учитель. Куклу изготовили мама с дочкой, девочке необходимо было как можно больше двигать пальцами рук, т.к. она не могла провести линию, написать букву. На игрушечном планшете сначала писал Петрушка в моих руках, потом повторяла Дарья. Научились писать фамилию, потом это понадобилось в постановке подписи при получении паспорта.

Примеры текстов, предложений необходимо было тщательно продумывать, т.к. ребенок ограничен в движении, со многими жизненными явлениями не встречался, и ко всему, что неизвестно, надо было подобрать картинку, музыкальное сопровождение или звучание того или иного предмета. С обычными детьми мы даже не задумываемся о том, что они могут не знать, что такое туман, как пахнет весной, каким бывает восход и закат … А таким детям необходимо рассказать буквально обо всем и даже дать потрогать песок, глину, гравий, когда попадается текст, например, о строительном материале.

Кроме изучаемого материала, девочке очень хотелось общаться на свободные темы. Разговоры о смысле жизни, о будущей профессии, семье нашли отражение в сочинениях не только программных, но и конкурсных (муниципальных, областных уровней). Ученица получала награды, а родители сопровождали ребенка на вручение Грамот и подарков.

У девочки недостаточно была развита зрительно-моторная координация, поэтому ей трудно было читать. Я читала вслух, она тоже, когда я водила указкой по строчкам. Помогали аудио тексты. Особенно ученице нравилось заучивать наизусть понравившиеся не только стихотворные, но и прозаические строки. Когда в 9 классе Дарье надо было выбирать экзамен для получения свидетельства об основном общем образовании, она выбрала русский язык. Я считаю, что работа с ребенком на протяжении пяти лет помогла сдать ОГЭ по русскому языку на «4». Выпускница прослушала аудио текст изложения и пересказала его в сжатом виде, записала его на бланк мама, текст прочитала сама с указкой, выполнила тест и также уверенно продиктовала текст сочинения. Сейчас девушка обучается дистанционно в колледже.

Со второй ученицей с ОВЗ я начала работать только в 7 классе. Случай более тяжелый: ни ноги, ни руки у девочки не двигаются. Занятия проходят только дистанционно. Но руки нельзя опускать, тем более, что Света очень хочет получить образование, у нее есть цель, и мы вместе к ней идем. Рядом с ребенком всегда находится мама, помогают в обучении инструменты компьютерной программы. Девочка смотрит на экран, а я так же составляю схемы, включаю короткие ролики, открываю заранее подготовленные страницы Словарей.

Работа с детьми с ОВЗ трудна. Необходимы особенные методы работы, которые приходят в процессе занятий, предварительная работа с информацией. Составив образец, вопросы и алгоритм, предлагаю всё ученикам, а они уже переносят показанный способ обработки информации на свои задания. И конечно, если испытываешь в первую очередь любовь к особенным детям, а потом уже к профессии, то все получается.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN