Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Театрализованные игры как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Дата публикации: 2022-11-22 20:23:57
Статью разместил(а):
Егошина Галина Васильевна

Театрализованные игры как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Theatrical games as a method of correctional work with children with disabilities

 

Автор: Егошина Галина Васильевна

МКДОУ «Д/с № 21», п. Красногорский, Россия

e-mail: ufkxjyjr1971@mail.ru

Egoshina Galina Vasilevna

Kindergarten No 21, Krasnogorsky village, Russia

e-mail: ufkxjyjr1971@mail.ru

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности театрализованной игры как эффективного средства социализации дошкольников с задержкой психического развития в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия.

Abstract: The article reveals the features of the theatrical game as an effective means of socialization of preschoolers with mental retardation in the process of comprehending the moral subtext of a literary or folklore work and participating in a game that has a collective character, which creates favorable conditions for the development of a sense of partnership and the development of ways of positive interaction.

Ключевые слова: дети с ЗПР, театрализованная игра, коррекционный метод обучения.

Keywords: children with disabilities, theatrical game, correctional method of teaching.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В наши дни существует достаточно много эффективных методов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из таких видов деятельности в ДОУ является театрализованная игра, которая является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможностях детей дошкольного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.

Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации. Театрализованные игры будут способствовать более эффективной коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ если:

- создана развивающая предметно-пространственная среда для организации театрализованных игр с детьми с ЗПР;

-  используются эффективные методы обучения театрализованным играм детей дошкольного возраста с ЗПР;

-  осуществляется взаимодействие всех участников образовательных отношений при организации театрализованных игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР. 

Театрализованная игра-деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Л.С. Выготский.

Дети с ЗПР - это дети, у которых нарушен нормальный темп психического развития, проявляющийся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют его возрасту). Нарушения эмоционально-волевой сферы (агрессия, бегство, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации) затрудняют процесс общения. Общение является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Маркова Л.С. отмечает, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций. Нарушения выразительности движений, неумение правильно показать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и с взрослыми.

Театрализованная игра как метод, весьма эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР. Благодаря комплексной деятельности, которая сочетает пение, движение, драматургию, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок может проявить себя, компенсируя свои недостатки.

Ребенок, усваивая свою роль в игре, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности. Игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка, именно в ней дети учатся полноценному общению. Игровая роль помогает ребенку понять своего партнера, управлять своим поведением и раскрыть коммуникативные способности. Игра в театр начинается с создания игровой ситуации. Любая игра, в частности театрализованная, нуждается в правилах с целью сохранения игрового пространства и отграничения игры от реалий повседневности.

Театрализованные игры позволяют перевоплотиться в другой образ, представить себя перед другими совершенно иным человеком, познать себя самого как творческую личность в фокусе особого внимания. Театрализованные игры создают непосредственный межличностный контакт, который оказывается решающим для стимулирования эмоционального и языкового развития детей с ОВЗ. Театрализованная деятельность детей с ЗПР способствует развитию всех компонентов речи: словарного запаса, грамматического строя речи, способствует речевой активности детей. Театрализованная игра позволяет ребенку эмоционально раскрепоститься, способствует снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению, фантазированию и сочинительству. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, происходит связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности.

Театрализованные игры как один из видов театрализованной деятельности имеют большое коррекционное значение для детей с ЗПР.  способствуя развитию, стимулируя коррекцию многих психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку с ЗПР решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

В процессе организации театрализованной игры у детей с ЗПР развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В, такого рода, играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Система работы по организации театрализованной деятельности включает следующее:

1) построение развивающей предметно-пространственной среды;

2) перспективное планирование и реализацию: занятий по театрализации, театрализованных представлений, развлечений, проектной деятельности;

3) взаимодействие с педагогами;

4) работу с детьми;

5) взаимодействие с родителями.

Методы театрализованной деятельности:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Методические приемы:

- Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить; 

- Анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера; 

- Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды; 

- Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик; 

- Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события; 

- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.); 

- Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев сказки; 

- Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей; 

- Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»); 

- Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Средства обучения театрализованной игре

- Специальные театральные этюды и упражнения

- Игры на превращения;

- Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;

- Ритмопластика;

- Игры на развитие двигательных способностей;

- Ритмический этюд;

- Музыкально-пластические импровизации;

- Жесты;

- Артикуляционная гимнастика: зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка.

- Упражнения на дыхание;

- Сочини сказку;

- Придумай диалог;

- Расскажи сказку от имени героя или от своего имени.

Правила драматизации для детей с ЗПР: 

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. 

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? и т.д.

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? 

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. 

Таким образом, театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми помогла решению целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка дошкольного возраста с ЗПР.

 

Литература:

1. Акулова О.В. Театрализованные игры / О.В. Акулова// Дошкольное воспитание .-2005. -№4.-С.5-10. 

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду/ Е.А. Антипина. -М, 2003.-56с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников/Л.В. Артемова. -М,1991.- 36с.

4. Баряева Л.Б..Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д.  Соколова. Спб.: СОЮЗ, 2001. 320с.

5. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду (Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 160 с.

6. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова .- СПб: КАРО, 2006.-145с.

7. Воронова В.Я. Творческие игры дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981. -79с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Л.С. Выготский. - М, 1991.-345с.

9. Гончарова В.А. Моторные сказки для самых маленьких: учебно-методическое пособие. В.А. Гончарова. СПб: КАРО, 2012. - 128 с.

10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2.-С.10-16.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN