Технологии логопедического сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра

Дата публикации: 2022-11-13 19:11:28
Статью разместил(а):
Горобец Наталья Анатольевна

Технологии логопедического сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра

Technologies of speech therapy support for students with autism spectrum disorder

 

Автор: Горобец Наталья Анатольевна

МАОУ «Средняя школа № 65», г. Красноярск, Россия.

e-mail: gorobec.natalia@mail.ru

Gorobets Natalia Anatolyevna

Secondary School № 65, Krasnoyarsk, Russia.

email: gorobec.natalia@mail.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об использовании в коррекционной работе с обучающимися с расстройством аутистического спектра методики на основе картинно-графических схем.

Abstract: In this article, the author writes about the use of a technique based on picture-graphic schemes in correctional work with students with autism spectrum disorder.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, логопедическое сопровождение, картинно-графические схемы.

Keywords: autism spectrum disorders, speech therapy support, picture-graphic schemes.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование. 

 

С 2017 года школа реализует инклюзивную модель «Ресурсный класс». С поступлением в МАОУ "СШ № 65" г. Красноярска обучающихся с расстройством аутистического спектра при организации коррекционной работы встала задача выбора наиболее эффективных технологий логопедического сопровождения данной категории детей.

Хочу рассказать об использовании в коррекционно-логопедической работе с детьми с РАС методики по заучиванию стихов, составлению рассказов на основе картинно-графических схем.

Заучивание стихов на основе картинно-графических схем особенно актуально для детей данной категории, так как они отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью отсроченного воспроизведения, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

Так как наглядно-образная память и запоминание у этих детей носят непроизвольный характер - наглядный материал усваивается ими лучше вербального. Использование в коррекционной работе иллюстраций, схем позволяет им эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию. К этой методике я обратилась исходя из многолетнего опыта работы с другими категориями детей с ОВЗ, а именно с ЗПР. Она основывается на установлении смысловой связи между словом (предложением) и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая в памяти последовательность действий и событий. Содержание одной или нескольких строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. Зрительный образ, позволяет запомнить и воспроизвести предложение, стихотворение, текст.

Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха, так как в основе освоения ребёнком речи значительное место занимают именно ритм и рифма. В связи с этим уделяю внимание умению подбирать рифмованные слова, улавливать ритмическое созвучие стихотворных строк, развитию фонематического слуха, что в свою очередь позволяет детям воспроизводить стихотворные тексты с большей продуктивностью.

В результате специальных игр, используемых на занятиях, у детей активизируется словарь по лексическим темам, развивается восприятие, внимание, память, воображение, формируется умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить, дети с РАС легко запоминают, а затем и воспроизводят целые страницы. В произвольной же деятельности, на занятиях, когда такая задача ставится, они испытывают трудности.

При организации логопедического сопровождения обязательно использую «визуальный план занятия», что помогает структурировать ситуацию обучения и организовать процесс адаптации к ней. Эта структурированность (как основа определённых стереотипов) предъявляется ребёнку в виде схем этапов занятия.

Работу начинаем с кодирования словосочетаний, простых предложений.

Затем переходим к стихотворным строкам и стихотворениям. Сначала подбираем опорные картинки к выбранному стихотворению желательно на каждую строчку. Необходимы цветные иллюстрации, так как с ними быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая, ёлочка - зелёная и так далее. При этом картинки должны быть не обязательно яркими, но узнаваемыми. При чтении стихотворения ребёнку предъявляю цветные предметные картинки. После прочтения он воспроизводит стихотворение по опорным картинкам. Возможно использование комбинированных изображений (предметы и символы одновременно). На более поздних этапах кодируем стихотворение при помощи символов по ходу чтения. Такой приём называется «рисованием стихотворения». Стихотворный текст кодируется с помощью рисунков-символов. Логопед проговаривает строчку из стихотворения и одновременно рисует картинку-символ. Затем текст воспроизводится вместе с ребёнком с опорой на рисунки. Возможно использование приёма «шифрования» стихотворения совместно с логопедом. Важно не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное. Использую также вариант кодировки стихотворения, когда за основу главного символа берётся смысловое слово каждой строки.

Эти приёмы используются мною при коррекции звукопроизношения, на всех этапах автоматизации, когда возникает потребности в многократном повторении речевого материала, а также при включении в занятия заданий с загадками, заданий по составлению и распространению предложений по опорным схемам, составлению рассказов, рассказыванию сказок.

Так через картинно-графическую схему материализуется для ребёнка с РАС содержание стихотворения, рассказа, сказки. Такой подход помогает обучающимся вспоминать сюжет, не перепутав в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развитию речи. В результате такого обучения ребёнок запоминает и использует в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические обороты.

Методика коррекционной логопедической работы на основе картинно-графических схем активно развивает понимание текста детьми с РАС, что является важнейшим условием не только хорошего, осмысленного запоминания, но и совершенствования долговременной памяти, развития грамматически правильной и лексически наполненной речи.

 

Список литературы: 

1. Алябьева  Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. - М, 2010.

2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед, 2008. №4.

3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2010. 

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание», 1990. №10.