Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-10-28 11:36:53
Статью разместил(а):
Малышева Ксения Алексеевна

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Development of phonemic hearing in preschool children

 

Автор: Малышева Ксения Алексеевна

МАДОУ «Детский сад № 477 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия

E-mail: unicum.kids@gmail.com

Malysheva Kseniya Alekseevna

Kindergarten 477, Chelyabinsk, Russia

E-mail: unicum.kids@gmail.com

 

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия в дошкольном образовательном учреждении. Важность этой темы сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной речью и для дальнейшего успешного обучения в школе, овладения навыками чтения и письма, в дошкольном образовательном учреждении дети должны научиться делить слова на составляющие их звуки, определять порядок звуков в каждом слове.

Abstract: The article is devoted to the development of phonemic hearing and the formation of phonemic perception in a preschool educational institution. The importance of this topic today is not in doubt, since in order to master literate speech and for further successful schooling, mastering reading and writing skills, in a preschool educational institution, children must learn to divide words into their constituent sounds, determine the order of sounds in each word.

Ключевые слова: фонематический слух, дети дошкольного возраста.

Key words: phonemic hearing, preschool children.

Тематическая рубрика: Коррекциционное образование.

 

В современном обществе у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Необходимо отметить, что развитие фонематического слуха является неотъемлемой частью коррекции звукопроизношения. Я считаю, что необходимо начинать работу по формированию фонематического слуха еще в дошкольном возрасте.

Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребенка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения звуков речи.  Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, это является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Дидактические игры для дошкольников на развитие фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для использования в своей деятельности воспитателями, логопедами, родителями. В своей работе, я часто использую различные игры по развитию неречевого слуха, слуховых ощущений. Эти игры и упражнения помогают ребенку познать мир звуков, овладеть представлениями о строении слов, их звучании и  написании. В каждом задании я стараюсь подобрать интересный материал, направленный на развитие слухового внимания и фонематического восприятия ребенка.

Выполнение упражнений помогает детям усвоить знания о роли звука в слове и закрепить навыки звукового анализа слов. Упражнения на определение первого звука в слове, отгадывание загадок проходят необычайно интересно, увлекательно и эффективно. Всё это способствует формированию  фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и в активизации высших психических функций дошкольников. Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Систематические использование игр на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста приведет к хорошим результатам, которые будут заметны родителям окружающим.

Особое внимание хочу уделить игре «Звуковая дорожка», которая поможет не превращать игру в урок со строгими правилами, настроить детей на положительный результат.

Целью игры является определение первого звука в слове.

«Звуковая дорожка» представляет собой три полотна 3х3, 4х4 клеток и набор цветных жетонов, обозначающих определенный звук. Ребенок выкладывает определенный узор мозаики, ориентируясь на конкретные звуки в словах, которые произносит педагог. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мелкие мышцы пальцев. Жетоны разного цвета развивают и укрепляют восприятие цвета. В проведении этого упражнения выступают такие основы как дошкольный возраст детей с его актуальной зоной развития, который предполагает развитие и коррекцию уже созревших или созревающих высшихпсихических функций, что способствует:

- развитию звуковой стороны языка - основа подготовки дошкольников к обучению грамоте;

- коррекции устной и письменной речи предупреждает многие трудности в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних;

- в усвоении грамматики русского языка;

- развитие цветового восприятия через звук;

- знакомству с оттенками цветовой гаммы;

- расширению запаса активного словаря ребенка;

- знакомству с буквами.

Еще одна интересная игра «Тишина». Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Игра может проходить, как в групповом помещении, так и на улице. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц, которые должен описать ребенок.

Игра «Лови звук» направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет. Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Малыш получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Звук А

Арбуз, ослик, автобус, азбука 

Океан, ананас, апельсин, цветок

Абрикос, мыло, автомобиль, афиша

Айболит, аквариум, штаны, окно

Звук Б  

Банан, батон, бусы, плита

Ботинки, буквы, азбука, липа

Зубы, билет, автобус, тюльпаны

Собака, яблоки, кабан, паук*

Звук В 

Вата, тыква, вафли, губы

Валенки, вагон, ванна, бант

Паук, ива, хвост, двойка

Диван, клюква, панама, ваза

Звук Г 

Гвозди, картина, гвоздика, флаг,

Игра, парк, газета, газон,

Газовщик, гадалка, гадюка, тетрадка

Гайка, стол, гамак, галка,

Звук Д 

Книга, судак, дубок, бидон

Дублёнка, душ, дуга, парта

Домино, листок, добро, догадка

Дождевик, сумка, дозор, домовой

Звук Е 

Енот, малина, ель, ежевика

Улитка, небо, хлеб, факел

Пчела, нос, щенок, щетка

Тетрадь, река, ремень кот

Звук Ё 

Ёлка, лапка, ёжик, ёрш

Валёк, кулёк, слова, василёк

Верёвка, луна, вёрсты, вёрстка,

Полка, каёмка, вороньё, гримёр 

Звук Ж 

Жук, жаба, окно, ёж

Жучок, жёлтый, рука, кожа

Кофта, лужайка, снежинка, буква

Баклажан, рожок, сапожок, дверь

Звук З 

Зонт, зубы, коза, оса

Коса, лиса, звук, ваза

Фазан, завод, сон, позолота

Звонок, гнездо, изба, слон

Звук И 

Игра, волна, игла, диван

Трава, иволга, индейка, шина

Машина, мишутка, шутка, подошва

Изба, коза, заноза, груша

Звук Й 

Зайка, хозяйка, девочка, май

Чай, фестиваль, лай, вой

Чашка, троллейбус, балалайка, гайка

Йод, кислород, жжёт, игрок

Игра «Путаница». Дети, у которых не сформирован фонематический слух в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом. Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, чтобы смысл высказывания был правильным.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. 

Игра «Какое слово отличается?» 

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава—канава—какао—канава, ком—ком—кот—ком, утёнок—утёнок—утёнок—котёнок, будка—буква—будка—будка, винт—винт—бинт—винт, минута—монета—минута—минута буфет—букет—буфет—буфет, билет—балет—балет—балет, дудка—будка—будка—будка.

Игра «Назови первый звук в словах» (А, О, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

На каждом занятиях мы с детьми придумываем слова с заданными звуками: в начале, в середине, в конце слова.

«Отгадай, что это?» 

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Шутки – минутки» 

Хвост с узорами сапоги со шпорами!

Тили – бом! Тили – бом

Загорелся кошкин ом!

За окошком зимний сад,

Там листочки в очках спят!

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет «ёд»!

«Кот» плывёт по океану,

«Кит» из блюдца ест сметану?

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный «ук»!

С длинными усами!

Если ребенок безошибочно выполняет все задания на всех этапах, усваивает понятия «звук, слог, слово», то мы переходим к наиболее сложным заданиям, например, к составлению схем слов. Ребенок учится давать характеристику звукам (гласные, согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие) и рисовать схемы слов.

Для полноценного овладения чтением и пись­мом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ус­тойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках — ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.

Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детей имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которая отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь.

Таким образом, мы видим, что фонематические процессы формируются у ребенка более успешно в игровой деятельности, являющейся ведущей в дошкольном возрасте. Фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности и его необходимо развивать. Дети овладевают навыками звукового анализа и синтеза. Параллельно развиваются все компоненты речевой системы, что дает детям равные стартовые возможности при переходе к школьному обучению, что в свою очередь определяет качество овладение навыками грамоты.

 

Список литературы:

1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Просвещение, 1997.

2. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2006. 144с.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961.

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.:Просвещение,1983. – 144с.

5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Просвещение, 2002.

7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии М.: Просвещение, 1979.

8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М.: Просвещение, 1983 – 144с.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN