Формирование учебного поведения у детей с расстройством аутистического спектра

Дата публикации: 2022-09-18 13:03:43
Статью разместил(а):
Романова Елена Сергеевна

Формирование учебного поведения у детей с расстройством аутистического спектра

Formation of educational behavior in children with autism spectrum disorder

 

Автор: Романова Елена Сергеевна

МАОУ СШ № 65, г. Красноярск, Россия

e-mail: elenaromanovak@yandex.ru

Romanova Elena Sergeevna

Secondary school No 65, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: elenaromanovak@yandex.ru

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования учебного поведения у детей с расстройством аутистического спектра. Автор описывает опыт работы с ребенком младшего школьного возраста, рассматривает решение в процессе педагогической работы следующих задач: установление контакта педагога с ребенком; формирование учебной мотивации; развитие у ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации.

Annotation: The article is devoted to the actual problem of the formation of educational behavior in children with autism spectrum disorders. The author describes the experience of working with a child of primary school age, examines the preferences in the process of pedagogical work of the following tasks: establishing contact between the teacher and the child; formation of educational motivation; development of the child's skills in organizing child's own attention and behavior in an educational situation.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, формирование учебной мотивации.

Keywords: autism spectrum disorder, formation of educational motivation.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Организация учебного поведения является неотъемлемой частью педагогической работы со всеми детьми, имеющими нарушения развития. Нарушение формирования эмоциональной сферы при аутизме, которое проявляется в нарушении контакта, стереотипности поведения, особой ранимости и страхах, иногда – в агрессивности и негативизме, приводит к особым трудностям произвольного сосредоточения такого ребенка, особой сложности организации его поведения. Не решив задачу организации учебного поведения аутичного ребенка или решив ее частично, педагог не сможет впоследствии добиться его продуктивной работы на занятиях, осмысленного усвоения им навыков чтения и письма. Поэтому первым необходимым этапом педагогической работы по подготовке к школе следует считать формирование его учебного поведения.

Для того чтобы сформировать учебное поведение ребенка с аутизмом, необходимо решить следующие задачи:

1. Установление контакта педагога с ребенком и формирование у него адекватного отношения к учителю.

2. Формирование учебной мотивации.

3. Развитие у ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации.

Рассмотрим, как решать данные задачи в процессе педагогической работы с аутичным ребенком на примере типичного ребёнка по имени Максим.

Задача 1. Установление контакта с ребенком и формирование у него адекватного отношения к учителю.

Ребенок посещает школу с сентября 2015 года, обучается 8-й год. С 2017 года по настоящее время занимается по адаптированной образовательной программе начального общего образования (вариант 8.3). Сейчас Максим учащийся 7-го класса.

В начале обучения во время занятий он кричал, не разговаривал, издавал угрожающие звуки, катался по полу, не сидел на месте, не смотрел мне в глаза, закрывал уши. В этот период главным было, чтобы он меня принял, услышал, и, хотя бы, сел на стул. Я заметила, что он умеет и очень любит работать с компьютером и стала использовать ноутбук в качестве поощрения за выполнение задания.

Условиями установления эмоционального контакта и дальнейшего успешного взаимодействия с аутичным ребенком должна быть предварительная стадия работы. Определив в ходе беседы с родителями и с помощью наблюдений круг интересов и пристрастий Максима, я наладила контакт игрового взаимодействия. Однако принципиально важно было развивать это взаимодействие в пределах учебного процесса.

Например, если ребенок вынимал из портфеля учебники и разбрасывал их, я предлагала ему поискать «нужный» мне учебник, объясняя ему, что он – «мой помощник», если щелкал выключателем, говорила, что он «проверяет, хорошо ли горит в комнате свет». Таким образом, он не просто манипулировал предметами, а учился видеть смысл данной ситуации. Эмоциональный комментарий часто помогает преодолеть негативизм ребенка.

Основным показателем установления эмоционального контакта с таким ребенком для меня является желание ребенка приходить на урок в класс. Это желание не всегда будет активным, ярко выраженным, но очень важно, что ребенок идет на занятия не сопротивляясь, не проявляя негативизма.

Как правило, в начале взаимодействия Максим обращался ко мне на «ты», как и к другим взрослым. В таком случае следует, не только допускать, но и приветствовать такое обращение, чтобы вызвать его на контакт, установить доверительные отношения. Но, как только между мной и ребенком, установился эмоциональный контакт, я сразу ввела определенные правила взаимодействия, в том числе и правила обращения к учителю. Поведение аутичного ребенка стереотипно. Он фиксирует ту форму обращения, которая возникла при первой встрече с педагогом, и затем обращается к нему, как к своим близким на «ты». Я в подобной ситуации вынуждена была постоянно исправлять ребенка. Важно, чтобы не только педагог, но и родители поправляли ребенка, показывая правильную устную форму обращения.

Из-за трудностей произвольного сосредоточения мальчику трудно было организовать себя в общении со взрослыми. Он не давал педагогу договорить, постоянно его перебивал, в нужный момент не мог вступить в разговор. Избежать подобных проблем Максиму помогали правила, которые осваивались на уроках. Например: «Учителя перебивать нельзя. Хочешь спросить – подними  руку».

Задача 2. Формирование учебной мотивации.

Формирование познавательной мотивации для Максима был длительным процессом, в который он вовлекается не сразу, в этом ему помогли игровые занятия с психологом. Ребенок, приходил на уроки после игровой терапии и был уже не так стереотипен, понимал, что со взрослыми может быть интересно, и был готов к усвоению новой информации. Эта работа была бы невозможна без участия родителей, всей семьи Максима. На протяжении всего времени обучения я совместно с родителями старалась расширить представление ребенка об окружающем мире, стимулировать его любопытство, побуждать к освоению новой информации, новых знаний и умений. Когда мальчик заинтересован процессом освоения знаний больше, чем игрой я поняла задача формирования познавательной мотивации выполнена.

Для Максима важным является ощущение постоянства, неизменности условий жизни, привычных занятий.

Усилить стремление ребенка быть учеником помогали «школьные атрибуты», учебные принадлежности – портфель, пенал, альбом, карандаши, которые он приносил на уроки. На каждом уроке я помогала ему подготовить нужные учебные принадлежности, достать из портфеля только то, что может понадобиться.

Важно было подобрать задание которые были ему интересны и давали возможность, на первых порах, ощутить свою успешность, самостоятельность. По мере заинтересованности учебным процессом, вырастало желание Максима «быть учеником». Со временем он стремился стать не просто учеником, а хорошим учеником. Развитие у ребенка стремления быть учеником зависело и от того, каким образом я и родители оценивали его деятельность, и от целенаправленного формирования его адекватного отношения к оценке.

Как правило, в начале обучения положительная оценка, похвала учителя и мамы, были не значимы или почти не значимы для Максима. Поэтому приходилось использовать систему «положительных подкреплений», которые играли роль стимула и положительной оценки деятельности ребенка. На первых занятиях использовались «положительные подкрепления» в виде жетонов, и даже еды – печенья, конфет, любимого сока – которые ребенок получал «в награду» за то, что «хорошо поработал».

Такие виды поощрения вполне допустимы до тех пор, пока аутичный ребенок не проявлял явного желания заниматься, пока не была сформирована его познавательная мотивация. В начале обучения использовались только «положительные подкрепления» для повышения продуктивной деятельности ребенка. Но нередко Максим пытался манипулировать мной, чтобы добиться «положительного подкрепления» даже не выполнив задания. Для того, чтобы ребенок понял, что получить желаемое он может только в том случае, если хорошо поработал на уроке, мне приходилось использовать и «отрицательные подкрепления», запреты. Я объясняла ребенку, что получение «награды» или любимое занятие придется временно отложить, но что он обязательно все это получит, когда хорошо поработает.

В дальнейшем для формирования учебной мотивации Максима использовалась «Лесенка личностных достижений». По мере развития эмоциональной сферы мальчика, более значимым для него поощрением становилась моя похвала. Постепенно система материальных «положительных подкреплений» в виде еды или жетонов устранилась, т.к. мальчик все больше дорожил похвалой, положительной оценкой. Кроме того, с развитием учебной мотивации уже сам процесс рисования, счета, чтения стал «положительным подкреплением».

Также важной задачей была подготовка его к восприятию школьных оценок. Мальчик испытывал острый дискомфорт, панический страх плохой оценки. Я готовила Максима к осмысленному восприятию оценки, объясняя ему, «за что можно получить хорошую оценку и за что – плохую». Учитывая аффективные проблемы и особое отношение детей с аутизмом к оценке, учитель должен очень осторожно вводить оценочную систему. Со временем ребенок ориентируется на оценку педагога как на показатель собственного развития. Такое отношение к оценке и является необходимой частью сформированной учебной мотивации.

Задача 3. Развитие у ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации.

Главной проблемой Максима была несформированность произвольного внимания, невозможность произвольной организации собственного поведения. Ребенка невозможно было удержать за столом во время урока. Для решения данной проблемы я использовала следующие коррекционные методы направленные на особую организацию учебной среды. 

1. Структурирование пространства учебной комнаты. Учебная комната была разделена на зоны – учебную, игровую, зону отдыха. Учебная зона – это рабочее место ребенка, расположенное у доски. У ребенка было свое постоянное место, у педагога – свое. В школе изготовили специально оборудованный рабочий стол для Максима.  Также существенную помощь в работе оказывало визуальное расписание.

2. Формирование привычки работать за столом. В начале урока Максим готовил учебные принадлежности, в конце – убирал. Такой ритуал, отмечающий начало и окончание урока становился хорошей привычкой и помогает в дальнейшем настроиться на учебу.

3. Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции учителя. Работа начиналась с освоения Максимом указательного жеста, который являлся незаменимым при восприятии учебного материала. Указательный жест помогал удерживать внимание ребенка на учебном материале.  Далее осваивались простые инструкции: "подай", "возьми", "открой", "достань", "убери". Выполнение таких инструкций отрабатывались только на учебном материале.

4. Усвоение последовательности выполнения заданий на уроке. С такими детьми обязательно нужно точно определять ход урока – начало, этапы и конец.

Сейчас Максим пишет под диктовку, решает примеры в пределах 1000000, сложные задачи решает с помощью педагога. В социальном плане тоже заметна положительная динамика: ребенок ориентируется в школьном пространстве, по школе передвигается самостоятельно; выполняет поручения, знает всех педагогов по именам. В 2019 году победил в городском конкурсе чтецов «Для мамы любимой волшебные строки», получил диплом призера III степени. В 2021 году на городском новостном канале ТВК вышел сюжет с участием Максима, в котором он пожелал успехов любимому каналу.

 

Литература: 

1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.- М.: Теревинф. 

2. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики.