Диагностика лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Диагностика лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Diagnosis of the lexico-grammatical side of speech in children of older preschool age with severe speech disorders
Автор: Силаева Екатерина Евгеньевна
МБДОУ «Детство», г. Калуга, Россия
e-mail: katja-travkina22@yandex.ru
Silaeva Ekaterina Evgenievna
Kindergarten "Detstvo", Kaluga, Russia
e-mail: katja-travkina22@yandex.ru
Аннотация: В данной статье описывается диагностика лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Abstract: This article describes the diagnostics of the lexical and grammatical structure of speech in children of senior preschool age with TNR.
Ключевые слова: лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи, тяжелые нарушения речи, старший дошкольный возраст.
Keywords: lexical side of speech, grammatical side of speech, severe speech disorders, senior preschool age.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Проблема формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи актуальна. При нарушении работы или полной дисфункции одного из элементов данной системы полноценное развитие речи невозможно. Для построения коррекционной работы следует провести обследование лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Обследование лексической стороны речи.
1. Исследование понимания и употребления слов (номинативного лексического значения).
Задание 1.1. Состояние номинативного словаря.
Цель: выявление особенностей сформированности номинативного словаря.
Описание: ребенку предлагается назвать предметные картинки по различным лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь»,
«Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные».
Задание 1.2. Состояние глагольного словаря (глаголы действия, состояния, движения).
Цель: выявление особенностей сформированности глагольного словаря.
Описание: ребёнку предлагается посмотреть серию иллюстраций, состоящую из 24 картинок, и определить, кто и как передвигается, в каком состоянии находится, какое действие выполняет.
Задание 1.3. Состояние атрибутивного словаря.
Цель: выявление особенностей сформированности атрибутивного словаря.
Описание:
1. Исследование качественных прилагательных.
Ребёнку предлагается посмотреть на 6 иллюстраций с изображением разных предметов и назвать качества каждого предмета, отвечая на вопрос «какой? какая? какое? какие?». Например, дом (какой?) большой / маленький.
2. Исследование относительных прилагательных.
Ребёнку предлагается посмотреть на 6 иллюстраций с изображением разных предметов и ответить на вопросы. Например, варенье из клубники (значит какое оно?) клубничное.
3. Исследование притяжательных прилагательных.
Ребёнку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации, с изображением разных предметов и ответить на вопросы. Например, уши медведя (значит чьи уши?) медвежьи.
Задание 1.4. Словарь числительных.
Цель: выявление особенностей сформированности словаря числительных.
Описание:
1. Исследование количественных числительных. Ребёнку предлагается посмотреть на иллюстрацию с изображением детей и посчитать сколько их (их количество).
2. Исследование порядковых числительных. Ребёнку предлагается посмотреть на иллюстрацию с изображением детей и рассчитать их по порядку.
Задание 1.5. Предлоги.
Цель: выявление особенностей сформированности понимания и употребления предлогов.
Описание: ребёнку предлагается посмотреть на 12 иллюстраций и определить, где находится попугай.
2. Исследование состояния структурного аспекта лексических значений слов.
Задание 2.1. Антонимы.
Цель: выявление особенностей использования антонимов.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 6 пар иллюстраций с отображением слов-антонимов и ответить на вопросы. Например, этот дом (какой?) большой, а этот дом (какой?) маленький.
Задание 2.1. Синонимы.
Цель: выявление особенностей использования синонимов.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 2 серии картинок, в каждую серию входит по 4 картинки, которые отображают предметы, выполняющие сходные действия или отражающие сходные качества, и назвать эти действия либо качества разными словами с похожими значениями.
Задание 2.3. Часть-целое.
Цель: выявление умений выделять части целого.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 7 иллюстраций с изображением предметов и определить части, из которых они состоят.
Обследование грамматической стороны речи.
1. Исследование способности словоизменения.
Задание 1.1. Осознание рода существительных путем подстановки местоимений «мой, моя, мое».
Цель: выявление особенностей осознания рода существительных.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и подставить местоимение.
Задание 1.2. Изменение существительных по числам.
Цель: выявление особенностей изменения существительных по числам.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 3 иллюстрации и изменить по числам. Например, один стол-много столов / три стола.
Задание 1.3. Изменение прилагательных в роде и числе.
Цель: выявление особенностей изменения прилагательных в роде и числе.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и изменить по родам и по числам.
Задание 1.4. Изменение глаголов по числам.
Цель: выявление особенностей изменения глаголов по числам.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 2 иллюстрации и изменить по числам.
Задание 1.5. Изменение существительных по падежам.
Цель: выявление особенностей изменения существительных по падежам.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 12 иллюстрации и изменить по падежам с помощью вопросов.
Задание 1.6. Согласование существительных с числительными.
Цель: выявление особенностей согласование существительных с числительными.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 6 иллюстрации, посчитать и назвать. Например, один гриб, три гриба.
Задание 1.7. Изменение прилагательных по падежам.
Цель: выявление особенностей изменения прилагательных по падежам.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 12 иллюстрации и изменить по падежам с помощью вопросов.
2. Исследование способности словообразования.
Задание 2.1. Словообразование суффиксальным способом.
Цель: выявление особенностей словообразования суффиксальным способом.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 3 иллюстрации и назвать ласково. Например, дом-домик.
Задание 2.2 Словообразование префиксальным способом.
Цель: выявление особенностей словообразования префиксальным способом.
Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и назвать что сделал мальчик. Например, зашел-вышел.
Таким образом, представленные задания помогают более точно определить категории лексико-грамматических нарушений. После подробной диагностики следует выстраивать коррекционную работу, восполняя пробелы от простого к сложному с учётом индивидуальных и возрастных возможностей детей.
Список литературы:
1. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, - 2011. – 288 с.: ил.
2. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи [Текст] / Смирнова И.А. – М.: Детство-пресс, - 2006. – 288 с.: ил.
3. Трофимова К.С. Особенности лексики у детей дошкольного возраста [Текст] / К.С. Трофимова // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2016. - № 3. - С. 145-149.