Диагностика лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Дата публикации: 2022-05-16 21:24:30
Статью разместил(а):
Силаева Екатерина Евгеньевна

Диагностика лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Diagnosis of the lexico-grammatical side of speech in children of older preschool age with severe speech disorders

 

Автор: Силаева Екатерина Евгеньевна

МБДОУ «Детство», г. Калуга, Россия

e-mail: katja-travkina22@yandex.ru

Silaeva Ekaterina Evgenievna

Kindergarten "Detstvo", Kaluga, Russia

e-mail: katja-travkina22@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье описывается диагностика лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Abstract: This article describes the diagnostics of the lexical and grammatical structure of speech in children of senior preschool age with TNR.

Ключевые слова: лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи, тяжелые нарушения речи, старший дошкольный возраст.

Keywords: lexical side of speech, grammatical side of speech, severe speech disorders, senior preschool age.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Проблема формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи актуальна. При нарушении работы или полной дисфункции одного из элементов данной системы полноценное развитие речи невозможно. Для построения коррекционной работы следует провести обследование лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Обследование лексической стороны речи.

1. Исследование понимания и употребления слов (номинативного лексического значения).

Задание 1.1. Состояние номинативного словаря.

Цель: выявление особенностей сформированности номинативного словаря.

Описание: ребенку предлагается назвать предметные картинки по различным лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь»,

«Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные».

Задание 1.2. Состояние глагольного словаря (глаголы действия, состояния, движения).

Цель: выявление особенностей сформированности глагольного словаря.

Описание: ребёнку предлагается посмотреть серию иллюстраций, состоящую из 24 картинок, и определить, кто и как передвигается, в каком состоянии находится, какое действие выполняет.

Задание 1.3. Состояние атрибутивного словаря.

Цель: выявление особенностей сформированности атрибутивного словаря.

Описание:

1. Исследование качественных прилагательных.

Ребёнку предлагается посмотреть на 6 иллюстраций с изображением разных предметов и назвать качества каждого предмета, отвечая на вопрос «какой? какая? какое? какие?». Например, дом (какой?) большой / маленький.

2. Исследование относительных прилагательных.

Ребёнку предлагается посмотреть на 6 иллюстраций с изображением разных предметов и ответить на вопросы. Например, варенье из клубники (значит какое оно?) клубничное.

3. Исследование притяжательных прилагательных.

Ребёнку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации, с изображением разных предметов и ответить на вопросы. Например, уши медведя (значит чьи уши?) медвежьи.

Задание 1.4. Словарь числительных.

Цель: выявление особенностей сформированности словаря числительных.

Описание:

1. Исследование количественных числительных. Ребёнку предлагается посмотреть на иллюстрацию с изображением детей и посчитать сколько их (их количество).

2. Исследование порядковых числительных. Ребёнку предлагается посмотреть на иллюстрацию с изображением детей и рассчитать их по порядку.

Задание 1.5. Предлоги.

Цель: выявление особенностей сформированности понимания и употребления предлогов.

Описание: ребёнку предлагается посмотреть на 12 иллюстраций и определить, где находится попугай.

2. Исследование состояния структурного аспекта лексических значений слов.

Задание 2.1. Антонимы.

Цель: выявление особенностей использования антонимов.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 6 пар иллюстраций  с отображением слов-антонимов и ответить на вопросы. Например, этот дом (какой?) большой, а этот дом (какой?) маленький.

Задание 2.1. Синонимы.

Цель: выявление особенностей использования синонимов.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 2 серии картинок, в каждую серию входит по 4 картинки, которые отображают предметы, выполняющие сходные действия или отражающие сходные качества, и назвать эти действия либо качества разными словами с похожими значениями.

Задание 2.3. Часть-целое.

Цель: выявление умений выделять части целого.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 7 иллюстраций с изображением предметов и определить части, из которых они состоят.

Обследование грамматической стороны речи.

1. Исследование способности словоизменения.

Задание 1.1. Осознание рода существительных путем подстановки местоимений «мой, моя, мое».

Цель: выявление особенностей осознания рода существительных.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и подставить местоимение.

Задание 1.2. Изменение существительных по числам.

Цель: выявление особенностей изменения существительных по числам.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 3 иллюстрации и изменить по числам. Например, один стол-много столов / три стола.

Задание 1.3. Изменение прилагательных в роде и числе.

Цель: выявление особенностей изменения прилагательных в роде и числе.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и изменить по родам и по числам.

Задание 1.4. Изменение глаголов по числам.

Цель: выявление особенностей изменения глаголов по числам.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 2 иллюстрации и изменить по числам.

Задание 1.5. Изменение существительных по падежам.

Цель: выявление особенностей изменения существительных по падежам.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 12 иллюстрации и изменить по падежам с помощью вопросов.

Задание 1.6. Согласование существительных с числительными.

Цель: выявление особенностей согласование существительных с числительными.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 6 иллюстрации, посчитать и назвать. Например, один гриб, три гриба. 

Задание 1.7. Изменение прилагательных по падежам.

Цель: выявление особенностей изменения прилагательных по падежам.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 12 иллюстрации и изменить по падежам с помощью вопросов.

2. Исследование способности словообразования.

Задание 2.1. Словообразование суффиксальным способом.

Цель: выявление особенностей словообразования суффиксальным способом.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 3 иллюстрации и назвать ласково. Например, дом-домик.

Задание 2.2 Словообразование префиксальным способом.

Цель: выявление особенностей словообразования префиксальным способом.

Описание: ребенку предлагается посмотреть на 4 иллюстрации и назвать что сделал мальчик. Например, зашел-вышел.

Таким образом, представленные задания помогают более точно определить категории лексико-грамматических нарушений. После подробной диагностики следует выстраивать коррекционную работу, восполняя пробелы от простого к сложному с учётом индивидуальных и возрастных возможностей детей.

 

Список литературы:

1. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, - 2011. – 288 с.: ил.

2. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи [Текст] / Смирнова И.А. – М.: Детство-пресс, - 2006. – 288 с.: ил.

3. Трофимова К.С. Особенности лексики у детей дошкольного возраста [Текст] / К.С. Трофимова // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2016. - № 3. - С. 145-149.