Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Концепция развития мировоззрения студента ВУЗа

Дата публикации: 2021-01-12 10:51:27
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Концепция развития мировоззрения студента ВУЗа

The concept of the development of the worldview of a university student

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается концепция развития мировоззрения студента ВУЗа, которая определяет перспективные направления гуманизации образования в следующих аспектах: связь специальности с общим развитием студента, введение интерактивной образовательной среды, применение мировоззренческих критериев в оценке результатов с позиции ценностной рефлексии. 

Abstract: The article discusses the concept of the development of a university student's worldview, which determines the promising directions of humanization of education in the following aspects: the connection of the specialty with the general development of the student, the introduction of an interactive educational environment, the use of worldview criteria in assessing the results from the perspective of value reflection.

Ключевые слова: концепция, развитие, мировоззрение, студент, ВУЗ.

Keywords: concept, development, worldview, student, university.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Развитие профессионального мировоззрения студентов ВУЗа развертывается в следующей динамической структуре: осознание студентами картины мира, формирование собственной гуманистической позиции, презентация своей позиции в группе студентов, оценка позиций других студентов, сравнение разных позиций и уточнение своей позиции, принятие устойчивой мировоззренческой позиции специалиста.

Такую динамику развития профессионального мировоззрения может обеспечить интерактивная образовательная среда в ВУЗе, в которой студент может стать открытым субъектом учебного познания.

Идентичность модели реальному процессу развития профессионального мировоззрения студентов должна быть обеспечена созданием интерактивной образовательной среды ВУЗа.

Перевод содержания образования на принципы технологической картины мира позволяет рассматривать каждого человека как общественную ценность, а развитие профессионального мировоззрения студентов ВУЗа – как неотъемлемое условие развития человека.

Подход к развитию профессионального мировоззрения студентов ВУЗа требует перестройки учебного процесса на следующих основаниях:

– реализация индивидуальных потребностей самоактуализации, развития, самореализация отдельных студентов или их групп по интересам;

– создание творческой атмосферы на основе вариативности, противоречивости, неожиданности используемых средств, заданий и способов деятельности;

– мобилизация мотивационно-эмоциональной сферы и толерантных взаимоотношений студентов;

– возможность переделать, перестраивать или заново создавать программы и их реализацию в самом процессе проектов [1]. 

Развитие профессионального мировоззрения студентов дает продуктивные результаты при следующих условиях организации педагогических процессов:

– выявление и логическое выстраивание ценностей профессии;

– включение ценностей профессии в содержание и способы изучения отдельных циклов учебных дисциплин с учетом их гуманистического потенциала;

– выявление мировоззренческого потенциала ценностей профессионального мировоззрения и технологий их выявления и реализации;

– подготовка преподавателей к методикам развития профессионального мировоззрения студентов;

– организация интерактивной образовательной среды развития профессионального мировоззрения;

– рефлексия процесса развития профессионального мировоззрения студентами и преподавателями [2]. 

Педагогические условия связаны с созданием и реализацией интерактивной образовательной среды, в которой студенты переходят на отношения взаимной зависимости, ответственного отношения, взаимной корректной критики, взаимной поддержки ценностной рефлексии.

Мировоззренческая направленность обучения в ВУЗе значимо повышает качество личностных характеристик компетенций выпускников в следующих аспектах:

– возникает уверенность в оценках, повышается увлеченность инновациями, усиливается стремление к самосовершенствованию, повышается решимость в достижении ставить трудных целей;

– усиливается ориентация на приобретения знаний и освоение конкретных учебных дисциплин;

– повышается интерес к результатам мировоззренческой деятельности;

– возникает интерес к достижению высоких результатов и повышению своего социального и профессионального статуса.

Концептуальная модель развития профессионального мировоззрения студентов ВУЗа позволяет считать системообразующим компонентом образования создание и реализацию интерактивной образовательной среды, представляющей студентам и преподавателям следующие развивающие возможности: открытое общение, выработка собственной мировоззренческой позиции на основе разных способов познания мира и человека, презентация и защита своей мировоззренческой позиции, корректировка своей позиции путем сравнения с иными позициями, рефлексия своей компетенции критерии социальной значимости и собственного развития.

 

Список литературы: 

1. Ковалев А.Г. Мировоззрение как фактор формирования характера / А.Г. Ковалев . – М.: Просвещение, 2019 . – С. 105.

2. Мировоззрение и проблемы его формирования в процессе преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и специальных дисциплин / М.Н. Белозеровов. – М., МГУ, 2018. – С. 82.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN