Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Профилактика подросткового буллинга в школе

Дата публикации: 2020-12-29 22:56:00
Статью разместил(а):
Астахова Любава Геннадиевна

Профилактика подросткового буллинга в школе

Prevention of teen bullying at school

 

Авторы:

Шарова Екатерина Александровна

ведущий эксперт отдела государственной политики в сфере общего и дополнительного образования детей Министерства образования и науки Калужской области,

Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.

e-mail: sharovaya@studklg.ru

Sharova Ekaterina Aleksandrovna 

leading expert of the Department of State Policy in the field of general and Additional education of children of the Ministry of Education and Science of the Kaluga region.

State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.

e-mail: sharovaya@studklg.ru

Астахова Любава Геннадиевна

старший преподаватель кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ИСО, Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.

e-mail: tlyubavushka@list.ru

Astakhova Lyubava Gennadievna,

Senior Lecturer, Department of Social Adaptation and Organization of Work with Youth and Co, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia

e-mail: tlyubavushka@list.ru

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме профилактики подросткового буллинга в школе. В статье описана работа по психолого-педагогической профилактике буллинга в подростковом возрасте, представлен разработанный тренинг и результаты его апробации.

Abstract: The article is devoted to the problem of prevention of adolescent bullying in school. The article describes the work on psychological and pedagogical prevention of bullying in adolescence, presents the developed training and the results of its testing.

Ключевые слова: подростковый буллинг, профилактика буллинга.

Keywords: adolescent bullying, bullying prevention.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

В современной системе образования одной из важных проблем, требующих незамедлительного решения, является проблема буллинга - травли, повторяющейся агрессии по отношению к определенному человеку. Особенно актуальна данная проблема для подросткового возраста, что связанно с особенностями развития подростковой психики и возрастающим уровнем агрессии в обществе в целом.

Несмотря на повышенное внимание профильных специалистов к проблеме буллинга, в настоящий момент достаточно часто фиксируются  факты травли обучающихся, которые чем-то отличаются от своих сверстников. Такие отличия обучающегося от остальных детей зачастую приводят к конфликтам в группе, сопровождающимся издевательством, насмешками и различного рода притеснениям объекта буллинга [1].

Норвежский психолог Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении длительного времени и неоднократно сталкивается с намерением причинения вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей, обладающих большей властью (силой) [цит по 3].

Профилактика буллинга, по мнению Д.Н. Соловьева, включает в себя несколько подходов к решению данного вопроса. Социальный подход подразумевает применение технологий профилактики конфликтного взаимодействия, видов девиантного поведения, реализующихся в буллинге. Вторым подходом в профилактике является психологический, основывающийся на психологических и социально-психологических особенностях подростков. К еще одному блоку можно отнести использование зарубежного опыта в профилактике буллинга [5, с. 5].

Эффективное осуществление профилактических мероприятий предполагает опору на принципы по предотвращению буллингу.
А. Мухаркина выделяет четыре принципа: взаимодействие, предупреждение, системность и лонгитюдность [4, с. 32].

И.О. Зиновьева отмечает важность акцентирования внимания педагога-психолога на индивидуальных и групповых предпосылках возникновения буллинга [2, с. 223].

Работа педагога-психолога должна быть направлена на предупреждение и преодоление влияния существующих индивидуальных и групповых факторов, способствующих возникновению и существованию буллинга в классе. При предупреждении процесса формирования буллинг-структуры можно использовать способ замещения её структурой коллективных взаимоотношений. Именно формирование просоциальной коллективной деятельности класса, как замещающей формы буллинг-структуры, будет создавать такие характеристики взаимодействия в нем, как взаимная ответственность, взаимопомощь и доброжелательность. В данном случае способствовать эффективной профилактике буллинга будет именно педагогическая модель, основанная на идее коллективоообразования, поддерживающая вероятных участников школьного буллинга. Подобная модель позволит охватить всех участников буллинг-структуры, индивидуализировать воспитательную работу в образовательной организации. Такая совместная деятельность классного руководителя, самих обучающихся и педагога-психолога будет способствовать предупреждению буллинга, а также созданию условий для самореализации подростков.

Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева выделяют три этапа профилактики буллинга в школе: диагностика, сам процесс профилактики и этап рефлексии. [6, с. 20]. Диагностический этап включает проведение различных опросов и анкетирования участников образовательных отношений, социометрии, наблюдений и бесед, способствующих своевременному выявлению первых проявлений насилия в любых его проявлениях.

При организации работы по профилактике в подростковой среде особое внимание необходимо уделять вопросу воспитания толерантности, являющейся частью морального и социального образования и направленной на формирование у обучающихся негативного отношения к отрицанию и нарушению норм и правил поведения. Для достижения поставленной цели можно использовать групповые дискуссии, технологию «Дебаты» и т.д., которые позволят сформировать групповое мнение по различным вопросам, которого будут придерживаться все члены классного коллектива.

Работа по профилактике школьного буллинга должна вестись параллельно со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, обучающимися и их родителями.

И педагогов и родителей необходимо знакомить с данной проблемой, расширять их знания о причинах возникновения буллинга, о способах предотвращения ситуаций насилия, о последствиях буллинга для всех участников: жертв насилия, агрессоров и наблюдателей. Необходимо до родителей и педагогов донести мысль о том, что участие в травле или безмолвное наблюдение за ней оказывают отрицательное влияние на его становление как личности в целом, его психологическое здоровье. Данная работа может проходить в виде семинаров, консультаций, лекториев, с использованием ролевых игр, дискуссий, показов с дальнейшим обсуждением видеороликов, художественных и документальных фильмов, решением кейсов, тренингов и т.д.

С целью профилактики возникновения буллинга у обучающихся, параллельно с деятельностью классного руководителя, направленной на сплочение классного коллектива, организацией и проведением совместной деятельности среди подростков, нами был разработан тренинг, направленный на решение следующих задач: снижение агрессивных реакций у подростков, развитие коммуникативных навыков и оптимизацию межличностных отношений, развитие эмпатии. Разработанный тренинг включил в себя 16 занятий. Каждое занятие было рассчитано на 60 минут. Занятия проводились 1 раз в неделю.  

Тренинг был апробирован на обучающихся 6 класса, средний возраст которых составил 12 лет.

Для определения эффективности разработанного тренинга были выбраны следующие методики: адаптированная анкета «Исследование школьного климата» для школьников 4-6 классов (Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО); cоциометрия (Дж. Морено); опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна (в адаптации адаптирован на русском языке Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова); опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.

Первый блок упражнений тренинга был направлен на снижение агрессивных реакций подростков. В этот блок вошли такие упражнения, как  «Дом моей души», «Безмолвный крик», «Мусорная корзина» и др. Упражнение «Дом моей души» способствовует пробуждению у участников тренинга потребности к самопознанию, дает понимание самоценности человеческого «Я», позволяет развивать навыки бережного отношения к другому человеку. Упражнение «Безмолвный крик» направлено на развитие навыков самоконтроля и обучение способу избавляться от напряжения. Упражнение «Мусорная корзина» помогает обучить участников способам снятия психоэмоционального напряжения.

Второй блок упражнений тренинга был направлен на развитие коммуникативных навыков и оптимизацию межличностных отношений в группе. В этот блок вошли такие упражнения, как  упражнение «Пересядьте те, кто...»; упражнение «Тонкие нити»; игра «Путаница» и др. Упражнение «Пересядьте те, кто...» позволяет участникам лучше узнать друг друга. Упражнение «Тонкие нити» предназначено для развития у участников рефлексивных способностей, умения анализировать особенности межличностных отношений. Игра «Путаница» направлена на выявление степени групповой сплоченности, формирования у участников тренинга настроя на  взаимодействие, освоение активного стиля общения и развития в группе отношений партнерства.

Третий блок упражнений тренинга был направлен на развитие эмпатии. В данный блок вошли такие упражнения, как упражнение «У нас есть выбор», упражнение «Прогноз погоды», упражнение  «Любимый фильм» и др.

Каждое упражнение и каждое занятие завершалось рефлексией. Подростки делились своими впечатлениями и эмоциями, мнением о возникавших у них трудностях, их причинах и их успехах в преодолении этих трудностей.

Сравнительный анализ результатов итоговой и первичной диагностики показал следующие результаты: 1) уровень эмпатии подростков, согласно опроснику эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна, повысился на 20,6 %; 2) уровень физической агрессии (по опроснику Басса-Дарки) снизился на 26,9 %; уровень косвенной агрессии снизились на 15,4 %; уровень вербальной агрессии уменьшился на 26,9 %; негативизм снизился на 7,5 %; 3) результаты социометрического исследования показали отсутствие отвергаемых обучающихся в классе - уровень «принятых» повысился на 15,8 %; 4) результаты адаптированной анкеты «Исследование школьного климата» для школьников 4-6 классов свидетельствуют об увеличении числа обучающихся, чувствующих себя принятыми в школе на 30,7 %; о повышении уровня ощущения безопасности у школьников в образовательной организации на 8,5 %; о снижении частоты использования различных форм притеснений по отношению к своим сверстникам на 15,3 %.

Таким образом, комплексная работа с педагогами и родителями обучающихся по профилактике школьного буллинга, работа, проводимая классным руководителей и педагогом-психологом с классом, реализация разработанного тренинга, занятия которого были направлены на снижение агрессивных реакций у подростков, развитие коммуникативных навыков и оптимизацию межличностных отношений, развитие эмпатии, доказали свою эффективность. В ходе проведенной работы заметно сплотился детский коллектив, у обучающихся класса снизился уровень физической, косвенной и вербальной агрессии, уровень негативизма, повысился уровень эмпатии, чувства принятия и ощущения безопасности в школе, снизилась частота использования подростками различных форм притеснения.

 

Список литературы:

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии; [пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская]. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 510 с.

2. Зиновьева И.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2005. 248 с.

3. Кухтова Н.В., Рохкина А.И. Основные подходы к определению буллинга и его детерминант // Буллинг в условиях образовательной среды: межкультурный аспект. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. С. 7-20. 

4. Мухаркина, А.К. Психологические закономерности и проявление буллинга в детском возрасте. Томск: Изд-во Томского университета, 2004. 147 с.

5. Соловьёв Д.Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста/ [Электронный ресурс]// Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 2015. 

6. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN