Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения

Дата публикации: 2020-11-03 18:06:12
Статью разместил(а):
Давыдова Любовь Евгеньевна

Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения

Positive and negative aspects of distance learning

 

Автор: Давыдова Любовь Евгеньевна

ГБУ ДО "Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества", Белгород, Россия.

e-mail: davydova.lyubochka@mail.ru

Davydova Lubov Evgenievna

Belgorod regional Center for children's (youth) technical creativity, Belgorod, Russia.

e-mail: davydova.lyubochka@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор приводит аргументы «за» и «против» внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий на примере работы педагогом дополнительного образования в детском технопарке «Кванториум».

Abstract: in this article, the author presents the arguments "for" and "against" the introduction of distance learning technologies in the educational process on the example of working as a teacher of additional education in the children's Technopark "Quantorium».

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, дополнительное образование, педагог дополнительного образования. 

Keywords: distance learning, education, additional education, teacher of additional education.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

«Какое место дистанционное образование должно занять в школе: это должно быть постоянной частью процесса, или войти в федеральный образовательный стандарт, или это реагирование на сиюминутную ситуацию? Я являюсь сторонником первого подхода» – слова Татьяны Голиковой. Вице-премьера Правительства Российской Федерации.

Всем становится очевидно одно: в стремительно меняющихся условиях эпидемиологической обстановки в стране и мире в целом, дистанционное обучение вопреки или благодаря нашему желанию войдет в учебный процесс. Система образования уже познакомилась с процессом внедрения дистанционных образовательных технологий.  

Являясь педагогом дополнительного образования в детском технопарке «Кванториум», могу выделить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Это уникальная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащенная высокотехнологичным оборудованием. Отличительной особенностью является не только обучение детей инженерному образованию, но и проектной деятельности, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), 4К-компетенциям (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление) и решение реальных производственных задач в сопровождении опытных наставников, в том числе представителей научной школы, промышленности и бизнеса.

Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием, материалами и инструментами, используемые в реальной жизни специалистов из различных перспективных направлений: робототехника, IT-технологии, промышленный дизайн, нейро-, нано-, био- и ГИС-технологии. Естественно, внедрение «дистанционки» в процесс обучения детей, посещающих наше учреждение, существенно исказил весь образовательный процесс.

В задачах идеологии технопарка не было цели внедрения дистанционного обучения. Каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) возникла необходимость применения данных форм обучения на занятиях.

Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Итак, поговорим о положительных сторонах внедрения дистанционного обучения в единый образовательный процесс.

1) Нет необходимости выезжать в учебное заведение, по крайней мере, делать это часто или на регулярной основе. Особенно актуально это для детей из районов или детей, живущих на значительном расстоянии от технопарка. Учителя также могут вести занятие, не выходя из стен дома: это дает больше времени на подготовку к занятию.

2) Возможность для обучающихся участвовать в организации своего учебного процесса: выбирать время и место для работы с учебным материалом, определять скорость изучения материала, соответствующую особенностям своего мышления.

3) Увеличение целевой аудитории технопарка, поскольку в разного рода дистанционные опросники, квесты, интеллектуалки, открытые лекции и конференции могли включаться не только дети технопарка, а еще и те, кто активно следил за деятельностью учреждения в социальных сетях. 

4) Рост уровня осознанного отношения к учёбе: дети начинают чувствовать ответственность за результат своего обучения, учатся рационально распределять время и силы.

5) Выработка самостоятельности дисциплинированности обучающихся. Обучающиеся самостоятельно проявляют инициативу в решении задач, которые они искали до начала занятия.

6) Способствует развитию коммуникативных навыков. Были предложены командные кейсы и задачи для обучающихся, как результат с помощью социальных сетей и мессенджеров, обучающиеся объединились в маленькую команду, находясь дома. Это формирует общие интересы в группе, концентрирует их на решение практических задач, а также позволяет определить роль каждого участника команды самостоятельно.

7) Тренировка и усовершенствование навыка поиска нужной информации из сети Интернет, чего так не хватало на offline-занятиях в учебной аудитории, так как придя на занятия, дети всегда включались в практическое решение задач, но не на работу со статьями и иного рода научными публикациями.

Безусловно, у дистанционного обучения есть и свои «минусы»:

1) У обучающегося есть соблазн и достаточно возможностей для «несамостоятельного» обучения, а у преподавателя нет возможности для качественного контроля подобных издержек дистанционных технологий.

2)  Низкая компьютерная грамотность. С обучающимися необходимо проводить тренинги по подключению к конференции и показывать способы отображения своей работы. 

3) Нет возможности учиться «вживую» строить отношения в коллективе.

4) Не каждый обучающийся умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе. К тому же сказывается отсутствие такого эффективного мотиватора учебной деятельности, как постоянный контроль со стороны педагога. Очень низок процент обучающихся, которым контроль не нужен, они итак осознают, что самостоятельная работа необходима.

5) Отсутствие рядом человека, который подаёт материал с эмоциональной окраской, что влияет на степень его понимания.

6) На занятиях в технопарке много практических занятий с применением специального оборудования и материалов, которыми не располагают дети в своей бытовой жизни, из-за этого появляется «пробел» в практических навыках по тому или иному направлению.

7) Не у всех детей есть свободный круглосуточный доступ в Интернет из-за родительского контроля, вследствие чего он может не успевать осваивать материал вслед за своими одноклассниками.  

Но в то же время следует отметить моменты, которые в некоторой степени компенсируют часть перечисленных недостатков: невозможно получить очную консультацию – можно проконсультироваться с помощью сообщений или скайпа; нет «живых» отношений – но для части обучающихся это обеспечивает более комфортную обстановку.

На сегодняшний день дистанционным обучением уже никого не удивить, большая часть учебных заведений различного уровня в России в той или иной степени использует в педагогическом процессе дистанционные технологии. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению, к его самым различным формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.

Жизненная ситуация диктует свои условия и нам, педагогам и ребятам детских объединений дополнительного образования, для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях online.

Но, хоть и считается, что за дистанционным обучением будущее, по моему мнению, лучше минимизировать его присутствие в процессе получения знаний. Ведь контакт с живым человеком, получение эмоций от общения с детьми и педагогом, обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером!

 

Список литературы:

1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007 - N 3 - С. 85-92.

2. Осиленкер Л.Б. Высшее образование в информационном обществе - новые возможности и новые риски для населения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2005 - N 6 - С. 110-118.

3. Шевчук В.П. Методика дистанционного обучения // Информатика и образование. - 2007 - N 12 - С. 118-119.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN