Непрерывное самообразование студентов-юристов
Непрерывное самообразование студентов-юристов
Continuous self-education of law students
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Воронеж, Россия.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Zhigulin Andrey Alekseevich
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается непрерывное самообразование студентов-юристов как сознательной деятельности, направленной на активное самостоятельное профессионально-личностное развитие в соответствии с личностными потребностями и актуальными профессиональными требованиями к специалистам юридического профиля.
Abstract: The article discusses the continuous self-education of law students as a conscious activity aimed at active independent professional and personal development in accordance with personal needs and current professional requirements for legal professionals.
Ключевые слова: самообразование, непрерывное самообразование, студент-юрист.
Keywords: self-education, continuous self-education, law student.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Главным результатом подготовки студентов-юристов должна стать личность, мотивированная на непрерывное самообразование и способная к эффективной самореализации в изменяющейся профессиональной среде и профессиональному саморазвитию.
Самообразование следует рассматривать как познавательную деятельность, направленную на углубление профессиональной подготовки будущего специалиста. Самообразование предполагает наличие у обучающегося следующих личностных образований: профессиональное самосознание, включающее в себя понимание и принятие профессиональных норм и ценностей, наличие комплексной модели будущей профессиональной деятельности; самооценка собственных возможностей как представителя избранной профессии, и в первую очередь понимание своих личностных особенностей и их влияния на продуктивность деятельности; способности к саморегуляции познавательной деятельности, предполагающие понимание значимости непрерывного самообразования для достижения личного и профессионального успеха и умение выстраивать индивидуальный маршрут самообразования [1].
Проведя анализ феномена готовности к непрерывному самообразованию, мы пришли к заключению, что формирование данной интегративной личностной характеристики наиболее эффективно в период обучения на старших курсах. Выдвинутое предположение подкрепляется следующими аргументами:
– студенты-юристы старших курсов имеют уже сформировавшееся представление о сущности и особенностях избранной профессиональной деятельности, что позволяет им точнее определять потенциальные профессиональные дефициты и стимулирует самостоятельную активность по их преодолению;
– на старших курсах студенты в большей степени настроены на предстоящее трудоустройство, соответствие актуальным профессиональным требованиям и соответственно сильнее заинтересованы в профессиональном самообразовании;
– к данному времени студенты накапливают необходимый багаж профессиональных знаний, умений и навыков и способны конструктивно выстраивать индивидуальную траекторию профессионального самообразования;
– студенты-юристы старших курсов более ответственно относятся к процессу обучения, имеют сформировавшуюся учебную мотивацию, что положительно сказывается на эффективности самообразовательной деятельности;
– к старшим курсам возрастает уровень самостоятельности студентов, по большей части определены сферы проявления инициативы и активности, сформированы познавательные интересы, детерминирующие направленность самостоятельной познавательной деятельности;
– в период обучения на старших курсах студенты накапливают опыт самоорганизации познавательной и личностно-развивающей деятельности, способны к более продуктивной саморегуляции самостоятельной деятельности [2].
Проблема непрерывного самообразования имеет неоднозначный и многоаспектный характер. В настоящее время существует множество подходов к интерпретации термина «самообразование». Основываясь на их анализе, мы определяем самообразование студентов-юристов как непрерывную сознательную деятельность, направленную на активное самостоятельное профессионально-личностное развитие в соответствии с личностными потребностями и актуальными профессиональными требованиями к специалистам-юристам.
Список литературы:
1. Стородубцева Т.Н. Модель организации самостоятельной работы бакалавров / Т.Н. Стородубцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-5. – С. 913.
2. Минина Е.В. Условия организации самостоятельной работы студентов вуза: теоретический аспект / Е.В. Минина // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 8. – С. 60.