Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Педагогическая мастерская как проблемно-поисковый метод обучения в преподавании химии

Дата публикации: 2020-08-29 08:38:22
Статью разместил(а):
Иванова Лидия Михайловна

Педагогическая мастерская как проблемно-поисковый метод обучения в преподавании химии

Pedagogical workshop as a problem-finding method of teaching in teaching chemistry

 

Автор: Иванова Лидия Михайловна

МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова», г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия.

E-mail: Pmalaxova10@mail.ru

Ivanova Lidiya Mikhailovna

Lyceum named after A. G. Bazhenov, Chernogorsk, Republic Of Khakassia, Russia.

E-mail: Pmalaxova10@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются технологические этапы реализации педагогической мастерской для учителя. Каждый этап отписывает действия и элементы, которые необходимы для построения своей работы.

Abstract: The article deals with the technological stages of implementation of the pedagogical workshop for teachers. Each stage unsubscribes actions and elements that are necessary for building your work.

Ключевые слова: педагогическая мастерская, модель обучения, метод обучения.

Keywords: pedagogical workshop, training model, training method.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы/

 

Закон мастерской гласит: «Делай по своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам».

Педагогическая мастерская – это такая модель обучения, которая позволяет развивать творческие способности учащихся. В педагогических мастерских, как ни в какой, на мой взгляд, другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику.                        

Задача педагога-мастера включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания. В любом возрасте важен постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их и отчёт о заученном.                       

Одна из основных идей мастерской: каждый человек должен развивать свои способности, возможности, а не копировать кого-то другого; никто ни у кого не должен учиться. Учитель стремится создать условия, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение пойдёт по пути поиска, истинного решения. В мастерской сочетаются индивидуальная и групповая работа, что позволяет решить ещё одну проблему – проблему межличностного воспитания. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности.

Ребенок с большим желанием включается в творческую деятельность, если не ощущает оценивающего взгляда со стороны преподавателя и не боится получить плохую отметку. В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика (мастер его не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), доминирующей является самооценка с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах. В педагогических мастерских, как ни в какой, на мой взгляд, другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Не случайно, само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.

Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.

Первый этап мастерской – индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое.

Второй этап - самоконструкция - предполагаtn переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.

На третьем этапе организуется парная работа, осуществляется социоконструкция. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

На этапе социализации процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ учеников и Мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов. Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его.

Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания. Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.

Не стоит забывать, что одна из задач мастерской - вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников.

Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогические мастерские» призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Потенциал мастерской, как средства воспитания и обучения, достаточно велик, разнообразны направления применения технологии. Но, какой бы вариант ее использования не выбрал педагог, он обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет «инсайд» – озарение, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.

Химия - одна из наиболее практико-направленных дисциплин. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в образовательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии. 

Если учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимали химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю, то необходимо, чтобы химический эксперимент был на уроках одним из главенствующих.

Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Поэтому я считаю, что использование именно проблемно-поисковой технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.

В ходе изучения раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: «Контроль качества продуктов питания», «Анализ минеральной воды и прохладительных напитков», «Препараты бытовой химии в нашем доме», «Химические средства защиты растений и экология».Использованная мной деятельность, при минимуме материальных затрат, дала возможность детям понять, что полученные знания можно применять на практике. Ребята научились проводить элементарные исследования, которые пригодятся в повседневной жизни, задумались о последствиях хозяйственной деятельности человека и о том, как это отражается на здоровье человека.

Для проверки результативности полученных знаний при использовании уроков-исследований проведены контрольные работы. В экспериментальной группе 89% учащихся справились с работой на «хорошо» и «отлично», в других группах количество таких ребят варьировалось от 36% до 51%. При подготовке к ЕГЭ применение такой  технологии дает хорошие  результаты. Средний тестовый бал выше Республиканского на 7,5.  Все учащиеся на экзамене подтверждают  результаты обученности и качество знаний, которые они показали в течение года, получая  оценки «хорошо» и «отлично». С каждым годом увеличивается число ребят желающих участвовать в конкурсах и творческих мероприятиях.Учащиеся  показывают стабильно высокие результаты участия в олимпиадах и конкурсах. Ученики систематически принимают участие в творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня. Наблюдается положительная динамика роста количества участников. 

Педагогические мастерские – уникальная технология, раскрывающая потенциал детей, их возможности путём индивидуальной и коллективной работы приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими.

Чтобы понять эту технологию, нужно в ней поучаствовать, присутствовать на уроке другого педагога, составить и провести свою педагогическую мастерскую.

Нельзя педагогическими мастерскими заменить уроки, ими нужно их разнообразить, помня о том, что «доводы до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

                                   

Cписок  литературы:

1. Струценко О. «Технология педагогических мастерских как результат совместного творчества зарубежных и Российских педагогов», Омск, «Омское книжное издательство», 1998.

2. Мухина И.А. " Что такое педагогическая мастерская." Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986. Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997. 

4. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? или …» Санкт –Петербург, 2001. 
5. Попов А. Технология и творчество // Нар. образование.-  1995. № 6.-  С. 82—86

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –  М.: Народное образование, 1998. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN