Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Игровые технологии в обучении изобразительному искусству

Дата публикации: 2020-05-16 17:26:32
Статью разместил(а):
Пучкова Екатерина Руслановна

Игровые технологии в обучении изобразительному искусству

Game technology in teaching visual arts

 

Автор: Пучкова Екатерина Руслановна

МБУДО «Детская художественная школа», г. Мурманск, Россия

e-mail: ekatpuch23@mail.ru

Puchkova Ekaterina Ruslanovna

Children’s art school, Murmansk, Russia

e-mail: ekatpuch23@mail.ru

 

Аннотация: Современное общество предъявляет к новому поколению требование быть разносторонним, творческим, обладающим необычным мышлением, воображением, готовым на диалог, сотрудничество в разных сферах общественной жизни, в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому современный человек  должен включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям. Эти требования влияют на изменение целей и содержания образовательного процесса. С учетом последних тенденций в образовании многими педагогами все чаще применяются современные образовательные технологии.

Abstract: Modern society demands a new generation to be diverse, creative, with unusual thinking, imagination, ready for dialogue, cooperation in different spheres of public life, in family, social, political, national relations. Therefore, modern man should be involved in the process of continuous learning and mastering new technologies. The qualities such as mobility and ability to adapt to new conditions become necessary. These requirements affect the change in the goals and content of the educational process. Taking into account the recent trends in education, modern educational technologies are increasingly used by many educators.

Ключевые слова: Игровые технологии, обучение изобразительному искусству.

Keywords: Gaming technology, learning fine art.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Уход от традиционного урока с помощью использования в процессе обучения новых технологий, позволяет преодолеть однообразие и монотонность образовательного процесса. Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования, эффективно использовать учебное время. В процессе преподавания дисциплин художественно-эстетической направленности у детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать игровой метод. 

Технология использования в обучении игровых методов.

Наибольший интерес в образовательном процессе, представляют игровые технологии. В методическом потенциале преподавателя, игровые технологии - это одна из уникальных форм обучения, позволяющая сделать увлекательным и интересным процесс изучения предмета. Игра делает монотонную деятельность по закреплению, запоминанию, повторению или усвоению новой информации положительно эмоционально окрашенной и развивает все психические процессы, воспитывает и приспособляет учеников к реальной жизни. Другая положительная сторона игры - это то, что она вносит интерес в учебный процесс, развивает лидерские способности, а самое главное, дети лучше усваивают материал. Усвоение материала проходит через своеобразную практику детей. И для того чтобы детям было легче усвоить и принять материал на практике надо использовать игры. 

Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой.  Благодаря игре  изобразительная деятельность становится более интересной,  привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, мотивирует к деятельности, что в свою очередь обеспечивает  высокий результат, вдохновляет к новому творчеству.

В художественном образовании игра способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1. Игра тренирует память, развивает внимание и наблюдательность;

2. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, познавательный интерес к предмету;

3. Игра помогает заинтересовать учеников, преодолеть их пассивность.

На занятиях художественного творчества  игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы:

1. Игры на развитие внимания и памяти. 

2. Игры на развитие глазомера. 

3. Игры, тренирующие наблюдательность. 

4. Развивающие творческие способности. 

5. Игры, воздействующие на эмоции и чувства. 

Практическая часть.

В младшем школьном возрасте очень важна игра, потому что дети только начинают целенаправленное обучение и изучение предметов. И для них учеба становится ведущей деятельностью, кроме того формируются качества и свойства личности, связанные с познавательным процессом, и отношение к себе как к субъекту познания (самооценка, познавательные мотивы, способность к сотрудничеству и пр.). В своей работе с младшими школьниками я использую несколько видов игр.

Игры на развитие внимания и памяти.

Хорошее внимание, умение увидеть детали очень необходимо будущему художнику. Хорошая зрительная память помогает передать в работе свои впечатления от окружающей действительности.

1. «Шерлок Холмс». Ученику предлагается ненадолго закрыть глаза или отвернуться. В этот момент в кабинете переставляются некоторые предметы обстановки и исчезает какой либо  предмет. «Шерлок Холмс» должен заметить произошедшие изменения. Еще вариант, когда в натюрморте переставляются предметы, и «Шерлок Холмс» должен  поставить их на свои места. Такая игра развивает наблюдательность и тренирует память.

2. Еще одну игру я использую, когда нужно потренировать внимание: она называется “Запоминание”. Перед детьми на учительском столе выставляются несколько предметов из обстановки класса: чьи-то пеналы, альбомы, баночки с водой, кисточки, вазочки, и т.д. (все, что попалось под руку), дети  отворачиваются или закрывают глаза. Предметы меняются местами. По считалочке, можно, чтобы ее произнес кто-нибудь из учеников, выбирается один ученик, он должен переставить предметы, как они были. Вариант игры: убрать один или несколько предметов. Еще вариант игры: с картинами или репродукциями, развешанными на доске. 

Игры, тренирующие наблюдательность.

1. Полезны для развития наблюдательности такие игры: «Найди отличие», «Дорисуй половинку», «Что лишнее». Здесь можно использовать раздаточный материал с готовыми карточками. Вариантов таких игр много в детских развивающих журналах и в книжных магазинах. Такие игры полезно проводить, чтобы стимулировать интерес учащихся и разнообразить занятие.

2. Игра «Сыщики» полезна для  развития наблюдательности и закрепления полученных знаний. «Сыщикам» предлагается найти в кабинете и назвать предметы определенного цвета, это так же могут быть личные вещи и одежда учащихся. Еще вариант: найти предметы на определенную букву, или какой-нибудь формы. Например: найти и назвать предметы круглой формы, белого цвета.

Игры на развитие глазомера.

1. Самый распространенный вариант игр на развитие глазомера - это сравнительный устный анализ предметов: больше или меньше, выше или ниже, ближе или дальше, светлее или темнее. Вариантов может быть много. Детям можно задавать вопросы по сравнению предметов, используя репродукции картин, специальные карточки, лото. Существует много вариантов изображений  зрительных  иллюзий, когда изображенный на рисунке предмет, кажется больше или меньше, светлее или темнее в зависимости от окружения.

2. Для тренировки глазомера, а также для умения компоновать изображение в листе в своей работе я использую «Натюрморт конструктор». Для этого существует несколько наборов предметов разной формы и цвета, вырезанных из цветной бумаги или картона и несколько цветных фонов. Дети могут передвигать предметы, расставлять их по своему желанию, создавать разные варианты натюрморта.

3. Игра «Фоторобот». В этой игре предлагается несколько вариантов изображения лица человека и заготовки его частей (глаза, нос, губы, брови). Дети могут составлять разные варианты изображения лица, свободно передвигая и меняя части местами. Учащиеся в такой игре не только тренируют глазомер, но и закрепляют знания о пропорциях лица человека.

Игры, развивающие творческие возможности.

В своей работе я часто сталкиваюсь со сложностью в создании выразительного образа и интересной композиции, на какую-либо тему. Для преодоления такой трудности я часто использую упражнения на развитие фантазии.

1. Очень полезны упражнения на развитие фантазии «Кляксы», Детям предлагается на листе набрызгать кляксы, а затем додумать и дорисовать подходящее изображение.

2. «Дорисуй предмет». Учеников можно разделить парами. Сначала они на бумаге рисуют какую-нибудь линию или часть предмета, затем им предлагается поменяться листами и дорисовать какое либо изображение. Это может быть предмет, животное, человек или природное явление.

3. «Фантастическое животное». Детям предлагается написать на листе бумаги названия животного, птицы, рыбы или насекомого и поменяться листами с соседом. Затем детям предлагается соединить загаданные части в одном фантастическом животном.

4. Для формирования творческих способностей детям на занятии можно предложить поиграть в «Профессии». Для этого им можно стать модельерами, оформителями, декораторами: расписывать посуду, придумывать прически, мебель, интерьеры. Например, возможны такие варианты заданий: «Узор для рукавички», «Прическа для принцессы», «Дом для Айболита», «Комната для Буратино», «Платье для Снежной королевы» и  так далее.

 

Литература:

1.  Выготский Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 2010.

2.  Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 2000. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN