Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Организационно-педагогическое обеспечение профильного обучения школьников в условиях севера

Дата публикации: 2020-04-25 12:05:20
Статью разместил(а):
Попова Евдокия Федотовна

Организационно-педагогическое обеспечение профильного обучения школьников в условиях севера

Organizational and educational provision of specialized education of schoolchildren in the north

 

Авторы:

Попова Евдокия Федотовна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Педагогический институт, г. Якутск, Россия.

e-mail: evdokiya1978@mail.ru 

Popova Evdokiya Fedotovna

Northeastern Federal University. M.K. Ammosova, Educational Institute, Yakutsk, Russia.

e-mail: evdokiya1978@mail.ru 

Иванов Михаил Айолович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», г. Якутск, Россия.

e-mail: obrin2010@mail.ru 

Ivanov Mikhail Ajolovich

Northeastern Federal University. M.K. Ammosova, Educational Institute, Yakutsk, Russia.

e-mail: obrin2010@mail.ru 

 

Аннотация. Профильное обучение в школах является важнейшим фактором в обеспечении экономического роста и его обновления, следовательно, ориентированность такого образования в основном должно опираться на рынок труда.  Такое обучение должно быть высокоэффективным и широкодоступным. Профильное обучение закладывает базис для поступления в высшие учебные заведения и дальнейшего формирования квалифицированного кадрового состава. Продуктивность такого обучения во многом зависит от организационно – педагогического обеспечения, качественная реализация которого затруднена в условиях Севера. В статье рассматриваются проблемы организационно – педагогического обеспечения профильного обучения школьников в условиях Севера, изучены социальная и технологическая составляющая организационно – педагогического обеспечения профильного образования школьников. Рассмотрены проблемы образования коренных малочисленных народов. Предложены варианты совершенствования профильного образования. Дано определение понятия организационно – педагогическое обеспечение.

Abstract. Specialized education in schools is the most important factor in ensuring economic growth and its renewal, therefore, the orientation of such education should mainly be based on the labor market. Such training should be highly effective and widely available. Specialized training provides the basis for admission to higher education institutions and further formation of qualified personnel. The productivity of such training depends largely on organizational and pedagogical support, the quality of which is difficult to implement in the North. In the article the problems of organizational – pedagogical core education of pupils in conditions of the North, studied social and technological component of organizational and pedagogical ensuring professional education students. The problems of education of small indigenous peoples are considered. Options for improving specialized education are offered. The definition of the concept of organizational and pedagogical support is given. 

Ключевые слова: профильное обучение, организационно-педагогическое обучение, квалифицированный кадровый состав.

Keywords: specialized training, organizational and pedagogical training, qualified personnel.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Методы и методология.

В настоящее время предпочтительным вариантом в исследовании является анализ практики профильного образования в проблематичных районах. Кроме того в работе используется спектр теоретических методов: синтез, обобщение и построение гипотез.

Научная новизна.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрены проблемы организационно – педагогического обеспечения профильного обучения школьников в условиях Севера, сформулированы пути решения данных проблем.

Основная часть.

Россия относится к странам со сложными климатическими условиями. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определен еще в СССР — Постановлениями Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 и от 03.01.1983 № 12. Города Крайнего Севера особенно подвержены влиянию климатических условий.

На погодные условия влияет арктический и субарктический климат. Северные территории характеризуются достаточно холодными зимами, когда температура достигает минус 40 градусов и ниже, обильными снегопадами, метелями. Зимний период длится 8-9 месяцев.

Погодные условия накладывают свой отпечаток на все сферы жизни, особенно на образовательную. Система образования в районах крайнего Севера весьма специфична. Специфика образовательной сферы с одной стороны выражается в климатических особенностях, с другой – особенностями организационно-педагогического обеспечения.

Климатические особенности таких территорий являются причиной продления каникул или переходу на дистанционное обучение. Например, в Мурманске такой климатической особенностью является полярный день, а в Красноярском крае – полярная ночь. И если в случае Мурманска реально продолжать обучение в обычном режиме, то во втором варианте обучение возможно продолжать дистанционно. Такие особенности влияют на психофизическое состояние школьников, которое напрямую зависит от эффекта «светового голодания», во время которого сбиваются биоритмы, ухудшается самочувствие и снижается активность. Такой эффект ведет к снижению уровня усваиваемого материала.

С другой стороны следует рассмотреть проблемы организационно – педагогического обеспечения, к которому относятся все аспекты учебного процесса, участвующие в отношении «преподаватель – ученик». Данные проблемы следует рассматривать с позиции «школьник» и «учитель». Перечень проблем позиции «школьник» включает в себя: недостаточной мотивации обучения, рост количества пропусков по неуважительной причине, снижение способностей к запоминанию, низкой концентрированностью на учебном процессе [1]. С другой стороны во многом интерес к учебному процессу зависит от уровня преподавания и самого преподавателя.

Необходимо учесть особенности, диктуемые географическим положением регионов, к которым относят:

1) Менталитет школьников (это определяется во многом влиянием взглядов коренных малочисленных народов).

2) Потребности регионов в кадровом составе.

3) Соответствие стандартам образования.

4) Всесторонняя ориентированность на школьников.

При соблюдении данных особенностей существует вероятность решения существующих проблем в организационно-педагогическом обеспечении. Следует акцентировать внимание на особенностях обучающихся: текущая успеваемость, социальная ориентированность, предполагаемые отрасли работы (предпочтение в выборе профессий), представление детей о своем будущем (дальнейшее проживание в своем городе или переезд в другой город/страну).

На период 2018 – 2019 годы успеваемость школьников Крайнего севера оценивалась как удовлетворительная. Например, информационный портал Архангельска публикует следующие данные: «Специалисты департамента образования подчеркнули, что по итогам 2018-2019 года сохраняется положительная динамика среднего показателя качества знаний учащихся (2016 г.-53,23 %, 2017 г.- 53,88 %, 2018 г.- 53,97 %. 2019 г. – 54,12 %). Вместе с тем, средний показатель успеваемости школьников чуть ниже прошлого года на 0,2 % (2016 г. – 99, 38 %, 2017 г. – 99,33 %, 2018 г. – 99,43 %, 2019 г. – 99,23 %)» [2]. В среднем такая статистика наблюдается во многих школах Крайнего севера: Магаданская область, Республика Саха (Якутия) и многие другие.  

С другой стороны необходимо уделить внимание социальной ориентированности детей, переходящих на профильное образование (дети в возрасте 15 -16 лет). Любое образовательное учреждение стремится создать все условия для формирования всесторонне развитой личности с учетом нравственно – патриотического, гуманно – духовного и экологически направленного воспитания. Парадигма формирования такой личности в современном мире претерпела множество изменений, особенно с психологической точки зрения. Давая возможность «свободе выбора» у школьников наблюдаются сложности в социальной ориентированности, связанные с существующими противоречиями между социально – значимыми и реально существующими ценностями. Влияние Интернет-ресурсов, социальных сетей способствуют формированию устойчивого мнения о легкости заработка благодаря таким направлениям как блогерство, коучинг и разного рода фриланс. Это является причиной отсутствия в дальнейшем квалифицированных специалистов, так как большинство детей не ставят своей целью дальнейшее высшее образование. Именно поэтому следует обращать внимание на социальную ориентированность профильного образования в школе.

То же самое касается и профессиональной сферы (выбора учениками дальнейших профессий). Самые высокооплачиваемые профессии связаны с добычей углеводородов и других полезных ископаемых, с разведкой и разработкой новых месторождений, строительством, прокладкой коммуникаций, и другими сложными работами, связанными с высокой квалифицированностью сотрудников.

Современный менталитет школьников во многом определен влиянием социальных сетей и с другой стороны является решающим фактором в представлении школьников о своем будущем, что составляет большую проблему для регионов Крайнего Севера и способствует привлечению кадрового состава с других регионов.

С другой стороны необходимость выбора дальнейших профессий, например у малочисленных народов Севера России, которые соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Тогда дальнейшей специализацией будет являться охота, рыболовство, оленеводство.

Вторым важнейшим фактором организационно-педагогического обеспечения является кадровый состав школ. В современном мире учитель должен соответствовать определенным критериям, а преподавателям, работающим в условиях Крайнего Севера, следует правильно расставлять акценты в образовательном процессе. Необходимо совершенствовать и ужесточать требования, предъявляемые к преподавателям. По моему мнению, к преподавателю в школах территорий, относящихся к Крайнему Северу, необходимо предъявлять следующие требования:

1) Знание истории региона и осознание важности донесения информации до школьников.

2) Ориентация в экологизации (особенно с учетом распространения на данных территориях добычи полезных ископаемых, уничтожении  естественного биоразнообразия).

3) Ориентация в современных  технологиях.

4) Умение заинтересовать школьников преподаваемым предметом.

5) Соответствие профессиональным требованиям.

Помимо социальной составляющей существует и техническая часть организационно – педагогического обеспечения профильного образования. В условиях динамично развивающейся сферы информационных технологий и высокой степенью компьютеризации необходимо внедрение новых методов преподавания:

1) проведение вебинаров с научными руководителями университетов или работодателей (с целью повышения заинтересованности в профессиональных сферах);

2) применение современных технологий на уроках (например, проведение уроков информатики с элементами пространственного моделирования, являющегося одним из примеров современной разработки месторождений);

3) использование мультимедийных носителей информации (с целью повышения уровня восприятия информации для школьников с различными типами восприятия);

4) введение электронных учебников (для демонстрации при объяснении нового материала, закреплении прошлого, обобщении и систематизации знаний);

5) интеграция различных электронных инструментов, участвующих в образовательном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, учебные программы, автоматизированные средства контроля знаний для школьников, компьютерные учебники и тренажеры в единый программно-методический комплекс [3].

Другой стороной образовательного процесса территорий Севера является создание школ-интернатов для коренных малочисленных народов. Система организационно-педагогического обеспечения профильного образования в этом случае во многом отличается от стандартного образовательного процесса. В основном это проявляется в начальном обучении русскому языку, что связано с существованием различных языковых наречий. Например, в прошлом учебном году в Ямало-Ненецком автономном округе их изучали только 58% школьников из числа коренного населения (то есть 5,7 тыс. чел.), хотя их количество увеличивается из года в год. 169 человек хотели сдать экзамен по родному языку и литературе - такая возможность появилась всего шесть лет назад.

Во время обучения в школе-интернате дети и подростки проводят большую часть своего времени вдали от семьи и привычных условий в течение нескольких лет. Но в конце школы и даже раньше они возвращаются к своим родителям в тундру, и им приходится приспосабливаться к своей домашней жизни. Недаром этнографы характеризуют интернатную систему с негативной стороны, разрушающую традиционную культуру. Родители с ними согласны, и даже сегодня не все дети получают полное среднее образование.

В этом случае организационно-педагогическое обеспечение должно целиком и полностью быть ориентированным на особенности культуры.

Выводы.

Главной особенностью организационно-педагогического обеспечения профильного образования школьников в условиях Севера являются погодные условия, диктующие режим проведения занятий и длительность каникул.

Система организационно-педагогического обеспечения профильного образования школьников в условиях Севера является крайне сложной и требующей особого внимания. С учетом анализа рассмотренных проблем выявлены слабые стороны существующего образовательного процесса. Организационно – педагогическое обеспечение профильного образования школьников представляет собой сложную систему социальных и технологических факторов, обеспечивающих устойчивость и слаженность образовательного процесса.

Социальная составляющая складывается из подготовленности преподавательского состава и его профессионализма, а также из особенностей школьников (социальной ориентированности, успеваемости, психологических особенностей). Технологическая составляющая в свою очередь предполагает включение информационных технологий в образовательный процесс.

Необходимо учитывать все особенности и факторы, влияющие на данный процесс, для организационно-педагогического обеспечения профильного образования.

 

Список литературы:

1. Лабутина Н.О. Физическая подготовленность и текущая успеваемость школьников 15-16 лет, проживающих на территории приравненной к крайнему северу// Уникальные исследования XXI века.2015. С.94 – 100.

2. Рахматуллина С.Г. Возможности IT-технологии для организации учебного процесса.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN