Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Экспертно-диагностическая деятельность психолого-педагогического консилиума

Дата публикации: 2020-03-14 08:39:33
Статью разместил(а):
Величко Елена Владимировна

Экспертно-диагностическая деятельность психолого-педагогического консилиума: взаимодействие специалистов в решении проблем ребёнка с трудностями адаптации в образовательном учреждении

Expert-diagnostic activity of the psychological and pedagogical Council: interaction of specialists in solving problems of children with difficulties of adaptation in an educational institution

 

Автор: Величко Елена Владимировна

МБОУ "Гимназия № 5", г. Норильск, Россия.

e-mail: veelena@list.ru

Velichko Еlena Vladimirovna

General education institution "Gymnasium № 5", Norilsk, Russia.

e-mail: veelena@list.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации экспертно-диагностической работы команды специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения, как основного условия эффективности оказания комплексной помощи учащимся.

Abstract: the article deals with the organization of expert and diagnostic work of a team of specialists of the psychological and pedagogical Council of an educational institution, as the main condition for the effectiveness of providing comprehensive assistance to students.  

Ключевые слова: психолого-педагогический консилиум, психолого-педагогическое сопровождение, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, комплексная диагностика, междисциплинарный подход.

Keywords: psychological and pedagogical consultation, psychological and pedagogical support, students with disabilities, comprehensive diagnostics, interdisciplinary approach.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

Психолого-педагогический консилиум МБОУ «Гимназия №5» – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, дефектолога и администрации гимназии для решения задач адресной психолого-педагогической помощи.

Основная цель ППк – обеспечение в образовательном учреждении диагностико- коррекционного и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания. Только в случае всестороннего комплексного обследования детей и своевременного выявления у них нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и в поведении, возможно, определение путей и средств коррекционно-развивающей работы. Поэтому, с нашей точки зрения, приоритетным направлением деятельности ППк является экспертно-диагностическое.

Инициировать обращение на ППк могут и педагоги, и родители, и сами специалисты службы психолого-педагогического сопровождения. Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей), и при желании, в их присутствии.

Запрос на организацию психолого-педагогического сопровождения с целью выявления трудностей ребенка поступает председателю ППк через журнал обращений, далее председатель информирует родителей ребенка, на период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист, формирует состав специалистов и устанавливает сроки проведения комплексного обследования ребенка специалистами сопровождения. 

При первичном обращении специалисты на этапе определения проблемы осуществляют комплексный сбор данных о ребенке, который включает в себя сбор информации от родителей, педагогов, результатов обучения и школьной адаптации, социального статуса ребенка и семьи. Сведения о ребенке, полученные посредством анализа документов и работ ребенка, в ходе бесед с родителями, учителями сопоставляются группой специалистов, которые используют эту информацию для определения характера сопровождения.

Каждый специалист рассматривает проблему ребенка в рамках своей профессиональной специализации и собирает данные, необходимые для дальнейшей коррекционной работы в его области. Например, психолог изучает взаимодействие ребенка с матерью в раннем детстве, логопед – формирование начального детского лексикона, дефектолог – особенности раннего психомоторного развития. Все это позволяет получить максимум разноплановой информации, которая используется в дальнейшей работе при определении сильных и слабых сторон ребенка, анализе процессов развития и реконструкции хода формирования его проблемы.

Далее для определения качественных характеристик проблемы ребенка используется многоуровневая диагностика – разноплановое и многоуровневое изучение особенностей развития, воспитания, обучения и состояния ребенка (уровень семьи, уровень учебных знаний и навыков, уровень развития психической и личностной сфер) с целью определения стратегии сопровождения. Каждый специалист, рассматривая проблему в рамках своей профессиональной компетентности, вносит собственное понимание в общую картину развития ребенка, детально определяя структуру нарушения.  Каждый специалист проводит изучение отдельной сферы. Подбирается диагностический инструментарий в соответствии с требованиями надежности, валидности, достоверности. По окончании многоуровневой диагностики осуществляется сведение результатов. Сведение результатов – это выработка единого коллегиального заключения.

В нашей практике возникали ситуации так называемого автономного обследования в рамках единого психолого-педагогического консультирования, когда изучение ребенка распадается на аспекты психолого-педагогической, логопедической диагностики и педагогического наблюдения, проводимого учителем. Такой подход негативно сказывается на решениях консилиума и, соответственно, на эффективности последующей коррекционной работы.

Поэтому в настоящее время для получения более объективной информации о ребенке в сложных случаях (например, ребенок демонстрирует способности в рамках нормативного развития при выполнении диагностических заданий на неучебном материале, является несостоятельным в освоении учебных навыков) специалистами используется совместная диагностика. Это обследование, в котором одновременно принимают участие несколько специалистов: психолог, дефектолог и логопед. При его проведении участники принимают то активную, то пассивную позицию, осуществляют обследование самостоятельно либо наблюдают за ребенком в ходе работы другого специалиста. Каждый специалист получает различную информацию, которая впоследствии сопоставляется и позволяет сделать более глубокие выводы и прогнозы.

Обследование, как правило, начинает психолог, который предъявляет ряд заданий, значимых для других специалистов. Например, методика «Четвертый лишний» позволяет определить психологу и дефектологу сформированность операций анализа, синтеза, оценить умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, для логопеда – определить объём словарного запаса, способности к обобщению.

Методика «Последовательные картинки» дает возможность психологу определить способности к логическому мышлению, дефектолог оценивает умение понимать связь событий и строить умозаключения, логопед определяет уровень развития связанной речи.

Методика «Понимание скрытого смысла коротких рассказов»позволяет дефектологу оценить когнитивный компонент понимания ребенком текстов, инструкций, для психолога здесь важно выявление его аффективно-эмоциональных особенностей, логопед выделяет специфические ошибки в речи. Результаты обследования психолог отражает в своем протоколе и представлении педагога-психолога.

Во время обследования учителем-дефектологом сформированности учебных умений и уровня ЗУН в соответствии с программой обучения, психолог также оценивает познавательные способности ребенка, его коммуникативные и личностные особенности, появляющиеся в ситуации проверки знаний, логопед анализирует уровень развития письменной речи и специфические ошибки. Результаты обследования дефектолог отражает в своем протоколе и представлении учителя-дефектолога.

При обследовании уровня речевого развития ребенка учителем-логопедом другие специалисты оценивают объём словарного запаса, способности понимания сложных грамматических конструкций, общую осведомленность и кругозор как составляющие общей характеристики уровня актуального развития ребенка. Результаты обследования логопед отражает в своем протоколе и представлении учителя-логопеда.

Таким образом, данный вид диагностики используется для получения более объективной информации о ребенке в результате её согласования в ходе совместного анализа.

Отслеживание динамики развития, обучения и социализации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, результатов сопровождения и проведения коррекционных занятий осуществляется в ходе этапной диагностики. Эта диагностикапроводится вначале учебного года, по итогам полугодия и в конце учебного года. Её результаты выносятся на обсуждение на заседаниях ППк. Отсутствие динамики, стабильно отрицательная или стабильно положительная динамика в работе с ребенком у одного из сопровождающих является основанием для корректировки программы комплексной помощи либо для направления на ТПМПК с целью изменения специальных образовательных условий. Результаты работы специалистов отражаются в коллегиальном заключении.

Достаточно сложной диагностической задачей всегда являлось дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами консилиума при учете во время проведения диагностического обследования трех критериев (Н.Я.Семаго). Основными критериями, определяющими тот или иной образовательный маршрут ребенка, возможности его успешного освоения школьного компонента, являются адекватность поведения в процессе обследования, его критичность по отношению к результатам, успешности решения диагностических задач, поведения, его обучаемость, как основной педагогический критерий. Данные критерии в разной степени учитываются при анализе деятельности ребенка специалистами консилиума.

Так для педагога класса, учителя-дефектолога и учителя-логопеда наиболее важным критерием, определяющим возможности ребенка в плане усвоения школьной программы, является степень его обучаемости. Психологу в равной степени важны все три критерия, позволяющие ему провести дифференциальный анализ состояния ребенка и подтвердить данные обследования. Учет этих показателей деятельности ребенка позволяет значительно повысить эффективность дифференциальной диагностики детей.

В целом диагностическое направление работы ППк лежит в основе разработки или корректировки программы комплексной помощи ребенку и экспертной оценки факторов, оказывающих влияние на развитие и уровень освоения программного материала ребенком. Анализу подвергаются: результаты сопровождения командой, соответствие прогнозируемых результатов и уровня актуального развития ребенка, несоответствие прогнозу, причины замедленной динамики обучения и развития ребенка.

Следует отметить, что изучение ребенка на ППк не сводится только к накоплению данных о ребенке и разработке системы коррекционно-развивающих мероприятий. Однако именно диагностические данные ложатся в основу определения путей оказания комплексной помощи учащимся. Поэтому первоочередная задача специалистов ППк – сделать обоснованный вывод о том, есть ли у ребенка личностный и когнитивный потенциал, чтобы овладеть программным материалом.

 

Список литературы:

1. Вильшанская А. Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012. 

2. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. / Под ред. Л.М. Шипициной. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999. 

3. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / Под общей ред. М.М.Семаго. — М.: АРКТИ, 1999. 

4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. — М.: АРКТИ, 2019.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN